Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе председателя Правления ТСЖ "Аркада Хаус" Крохина К.В. на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы N ЮЗ-340/21 от 18 мая 2021 года, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Аркада Хаус", УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы N ЮЗ-340/21 от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2022 года, ТСЖ "Аркада Хаус" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, председатель Правления ТСЖ "Аркада Хаус" Крохин К.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанных актов и прекращении производства по делу, указывая, что жалоба рассмотрена судьей Черемушкинского районного суда г.Москвы с нарушением правил территориальной подсудности; ТСЖ "Аркада Хаус" дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения; ТСЖ "Аркада Хаус" не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", обследование (осмотр) многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул.Островитянова, д.4 произведен без законных оснований, план-график подразделения на март 2021 г. сфальсифицирован.
В судебном заседании председатель Правления ТСЖ "Аркада Хаус" Крохин К.В. жалобу поддержал.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения председателя Правления ТСЖ "Аркада Хаус" Крохина К.В, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица Мосжилинспекции и решения судьи районного суда.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Пунктом 3.2.3 Правил предусмотрено, что окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
Согласно пункту 3.2.16 Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
На основании пункта 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны, в том числе, обеспечивать эксплуатацию электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются).
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судом, 19 марта 2021 года Мосжилинспекцией в соответствии с п.1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 г..N 336-ПП, в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 г..N 655-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве", в соответствии с планом-графиком осуществления в марте 2021 года должностными лицами Жилищной инспекции по ЮЗАО г..Москвы систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности от 01.03.2021 г, проведено обследование (осмотр) многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва ул. Островитянова д.4. Управляющей организацией в отношении данного многоквартирного дома является ТСЖ "Аркада Хаус". В ходе проведенного обследования многоквартирного дома по адресу: Москва ул.
Островитянова д.4, установлено, что ТСЖ "Аркада Хаус" при содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома допущены нарушения требований п.п. 3.2.3, 5.6.2, 3.2.16, 4.2.1.1 Правил, а именно: захламление (размещение бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов) приквартирного холла на 13 этаже 3 подъезда и захламление (размещение бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов) прилифтового холла на 1 этаже подъезда 3; наличие протечки на 13 этаже подъезда 3, отслоение окраски стен на 9, 12, 13, 14 этажах подъезда 3 (повреждение стен, отслоение штукатурно-окрасочного слоя).
Факт совершения ТСЖ "Аркада Хаус" вменяемого административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении от 31.03.2021 года; актом осмотра от 19.03.2021 года; фототаблицей; планом-графиком от 01.03.2021 г, с учетом акта о выявлении технической опечатки от 01.03.2021 г.; информацией, размещенной на официальных сайтах "ГИС ЖКХ" и "Дома Москвы" о ТСЖ "Аркада Хаус" как об управляющей организации в отношении многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул.Островитянова, д.4 и иными материалами дела.
Указанные доказательства оформлены сотрудниками административного органа, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе обследования, проведенного в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 г. N 655-ПП, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации данных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, п. 1.7.3, 3.1.4, 3.5 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 655-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве", государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Мосжилинспекции в форме осмотров (обследования, исследования), плановых и внеплановых (документарных и выездных) проверок, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п.3.1.4, п.3.5.1, п.3.5.1.4 вышеуказанного Административного регламента основанием для систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности являются, в том числе, планы-графики, утверждаемые начальниками структурных подразделений Мосжилинспекции.
Результатом выполнения административной процедуры является акт осмотра (п.3.5.5.). В соответствии с п.3.6, п. 3.6.3.5 при наличии нарушений обязательных требований, указывающих на наличие состава административного правонарушения, уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции оформляют протокол об административном правонарушении.
С учетом вышеприведенных норм, доводы жалобы о проведении проверки с нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются несостоятельными.
Действия должностных лиц Мосжилинспекции по проведению обследования являются законными, соответствуют требованиям Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 655-ПП.
Из материалов дела следует, что обследование многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул.Островитянова, д.4 проведено должностным лицом Мосжилинспекции в рамках систематического наблюдения, на основании плана-графика подразделения на март 2021 года, что является основанием для начала проведения осмотра, вследствие чего извещение о проведении такого осмотра в адрес проверяемого лица не направляется, а направляется лишь уведомление о составлении протокола об административном правонарушении и приглашение для дачи объяснений, что и было выполнено должностным лицом Мосжилинспекции: уведомление о составлении протокола в 15:00 час. 31 марта 2021 года направлено посредством телеграммы по адресу места нахождения ТСЖ "Аркада Хаус", которая не была доставлена в связи с тем, что помещение закрыто, адресат по извещению за телеграммой не является, что согласуется с требованиями ст. 25.15 КоАП РФ (том 2 л.д.31, 32).
В связи с неявкой законного представителя, защитника ТСЖ "Аркада Хаус", извещенного в установленном порядке, в соответствии с п.4.1 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен в их отсутствие, копия протокола была направлена ТСЖ "Аркада Хаус", что подтверждается документально (том 2 л.д.21).
При установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание утверждения в жалобе об отсутствии доказательств уведомления привлекаемого лица о времени составления протокола об административном правонарушении и о незаконности проведенной проверки.
Судьёй районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ТСЖ "Аркада-Хаус" приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований действующего законодательства. Стороной защиты таких доказательств не представлено.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ТСЖ "Аркада-Хаус" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемыми актами, не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Довод жалобы о рассмотрении жалобы судьей Черемушкинского районного суда г.Москвы с нарушением правил территориальной подсудности, так как исходя из места рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Мосжилинспекции по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д.19, данное дело подсудно Мещанскому районному суду города Москвы, не могут быть признаны состоятельными, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ).
При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Таким образом, поскольку юрисдикция Мосжилинспекции распространяется на территорию места совершения административного правонарушения: г.Москва, ул.Островитянова, д.4, дело правомерно рассмотрено судьёй Черемушкинского районного суда г.Москвы, к юрисдикции которого относится указанный адрес.
Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020 г. (п.56).
Вопреки доводам жалобы, доказательства, свидетельствующие о том, что ТСЖ "Аркада-Хаус" было дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же противоправного деяния, в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Наличие постановления заместителя начальника Мосжилинспекции N ЮЗ-347/21 от 18 мая 2021 года о назначении ТСЖ "Аркада Хаус" административного наказания по ст.7.22 КоАП РФ за выявленные в результате внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Аркада-Хаус" 01.04.2021 г. нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, не свидетельствует о его привлечении к административной ответственности дважды по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст.7.22 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера правонарушения, имущественного положения должностного лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы N ЮЗ-340/21 от 18 мая 2021 года, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Аркада Хаус", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.