Судья Московского городского суда фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу фио, поданную на решение судьи Тушинского районного суда адрес от 08 апреля 2022 года и постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес от 05 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении конкурсного управляющего адрес фио,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0401-1987\2021\ПСЗАО и.о. заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес от 05 октября 2021 года конкурсный управляющий адрес (далее также Общество) фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" (далее адрес Москвы), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Тушинского районного суда адрес от 08 апреля 2022 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд фио просит об отмене состоявшихся по делу акту, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
фио в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме.
Изучив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора фио, полагавшей обжалуемые по делу акты законными и обоснованными прихожу к следующему.
Статьей 4.42 КоАП адрес предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами адрес, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу положений ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил (ч. 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Аналогичное требование содержится в ч. 3 ст. 8 Закона адрес от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в адрес" временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состоят отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП утверждены Единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями (далее Требования) - природопользователями адрес на занимаемых участках.
Обязанностью юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, является обеспечение раздельного сбора образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, содержанием в составе отходов токсичных веществ, агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками (п. 3.5 Требований).
В силу п. 3.13.4 Требований размещаемые отходы производства и потребления должны складироваться таким образом, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разливания, обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.
Согласно п. 4.1 Требований временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
Временное хранение отходов производства и потребления в пределах закрытой площадки осуществляется в случае: принадлежности отходов к I-III классам опасности в зависимости от их свойств; необходимости создания особых условий хранения, а также надежной изоляции отходов от доступа посторонних лиц; необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья; сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (цех, производственное помещение и т.д.) (п. 4.5 Требваний).
В случае расположения площадки внутри производственного или вспомогательного помещения участок складирования отходов производства и потребления следует отделить сеткой-рабицей или другой перегородкой от основной площади (п. 4.5.3 Требований).
В соответствии с п. 4.5.4 Требований в целях предотвращения доступа посторонних лиц здания и помещения, используемые для временного хранения отходов производства и потребления, должны иметь двери, закрываемые на замок.
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку и/или рассыпание отходов производства и потребления, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температуры и прямых солнечных лучей (п. 4.8 Требований).
Для хранения отходов производства и потребления I-III классов опасности в зависимости от их свойств, в зависимости от агрегатного состояния и физических свойств необходимо использовать закрытую и/или герметичную тару: металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.; металлические или пластиковые бочки, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.; прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др. (п. 4.9 Требований).
Временное хранение отходов производства и потребления в пределах открытой площадки может осуществляться при условии соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и гигиенических нормативов. На открытой площадке могут храниться отходы IV-V классов опасности для окружающей природной среды или более высокого класса в специальной герметично закрывающейся таре. адрес временного хранения отходов производства и потребления представляет собой специально выделенный и оборудованный участок, предназначенный для временного хранения отходов и оборудованный в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении по результатам проведенной 07 июля 2021 года прокуратурой адрес проверки соблюдения требований экологического законодательства в отношении адрес, установлено допущенное конкурсным управляющим Общества фио несоблюдение вышеуказанных требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления на занимаемом в соответствии с договором аренды земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005009:32, расположенном по адресу: адрес, а именно осуществляется хранение отходов производства (отработанных люминесцентных, ртутьсодержащих ламп, относящихся в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 к I классу опасности, в количестве 42 штук) осуществляется не в специально отведенном месте, не исключающем их повреждение, не обеспечивающем их сохранность, без герметичной упаковки, в отсутствии закрытой площадки, при отсутствии сетки-рабицы либо другой перегородки, а также совместно с другими отходами.
Указанные действия конкурсного управляющего адрес фио квалифицированы по ст. 4.42 КоАП адрес.
Факт совершения административного правонарушения и вина конкурсного управляющего адрес фио подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки; решением о расширении предмета проверки; актом проверки; планом земельного участка; фотоматериалом; договорами аренды земельного участка, недвижимого имущества; выпиской из ЕГРН; иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Приведенный в жалобе довод о не извещении фио о рассмотрении дела об административном правонарушении являлся предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отклонен по приведенным в решении мотивам, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Довод жалобы о нарушении прав фио при проведении прокурорской проверки также нельзя признать состоятельным.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на адрес, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 указанной статьи проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из положений п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения субъектов, указанных в пункте 1 статьи 21 названного закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов в рамках прокурорского надзора. Факты, выявленные прокурором в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании полученной информации, являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.
Пунктом 3 ст. 21 Закона о прокуратуре предусмотрено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (пункт 13 статьи 21 Закона о прокуратуре).
Как усматривается из материалов дела решение N 205 о проведении проверки в отношении адрес, вынесенное первым заместителем прокурора адрес 30 июня 2021 г. направлялось в адрес конкурсного управляющего Общества фио (л.д. 39, 40).
Согласно акту проверки от 07 июля 2021 г. при её проведении участвовал фио, впоследствии присутствовавший в прокуратуре в качестве защитника фио при возбуждении дела об административном правонарушении; данный акт подписан фио
Указанное свидетельствует о том, что фио был поставлен своевременно в известность о проведении прокурорской проверки.
Утверждение фио о том, что с актом проверки фио был ознакомлен позднее является надуманным и ничем объективно не подтверждено.
Вопреки утверждению заявителя из материалов дела не следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокуратурой подменен территориальный отдел управления Роспотребнадзора, равно как и не содержится данных о расширении предмета проверки.
Оснований для вывода о том, что при проведении прокуратурой не соблюдены требования Закона о прокуратуре, по делу не имеется.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую названные лица дали фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Административное наказание конкурсному управляющему адрес фио назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ст. 4.42 КоАП адрес.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу конкурсного управляющего адрес фио по делу не усматривается.
Порядок привлечения конкурсного управляющего адрес фио к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Тушинского районного суда адрес от 08 апреля 2022 года и постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес от 05 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении конкурсного управляющего адрес фио оставить без изменения, жалобу фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.