Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО7 на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 07 сентября 2022 года, с учетом определения от 01 ноября 2022 года об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 13 декабря 2022 года по административному делу N 2а -5242/2022 по административному иску ФИО8 к администрации городского округа "Город Калининград", комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным постановления от 12 января 2022 года N 5 "О резервировании территорий в границах муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" в части.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения прокурора Леонтьева С.А, возражавшего против удовлетворения касссационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Олейник В.П. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 12 января 2022 года N 5 "О резервировании земельных участков в границах муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей", в части резервирования земельного участка с кадастровым номером N площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование требований указал, что является инвалидом 1 группы и с 2009 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в силу закона ему принадлежит право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. Будучи зависимым от посторонней помощи вследствие заболевания, он имеет намерение организовать для своих близких родственников постройку индивидуального жилого дома в г..Калининграде для постоянного проживания, для чего ему необходим земельный участок, пригодный для индивидуального жилищного строительства. На официальном интернет-портале администрации городского округа "Город Калининград" размещен список земельных участков, планируемых к выставлению на аукцион на право заключения договора аренды, среди которых был указан земельный участок с кадастровым номером N площадью 600 кв.м. по адресу: "адрес". По сведениям ЕГРН данный земельный участок находится в муниципальной собственности, свободен от прав третьих лиц, обременений и строений. 01 апреля 2022 года он обратился в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду, однако в этом ему было отказано со ссылкой на то, что постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 12 января 2022 года N 5 испрашиваемый им земельный участок был зарезервирован для муниципальных нужд с целью дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
Полагает, что такое постановление администрации городского округа в части резервирования испрашиваемого им земельного участка не соответствует закону в части порядка предоставления земельных участков многодетным гражданам на территории Калининградской области, который установлен ст.16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", поскольку резервированию подлежат вновь образованные земельные участки в месячный срок с даты их постановки на государственный кадастровый учет, а, кроме того, резервирование участков относится к ограничениям (обременениям), которые подлежат государственной регистрации. Отсутствие же в ЕГРН сведений об обременении земельного участка свидетельствует, по его мнению, о том, что такое обременение не возникло. Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 07 августа 2005 года, в 2021 году у администрации городского округа "Город Калининград" имелось намерение реализовать право аренды этого участка на аукционе, а его резервирование для муниципальных нужд произведено только в январе 2022 года. Полагает, что резервирование участка совершено органом местного самоуправления не для целей предоставления его гражданам, имеющим трех и более детей, а для целей ограничения доступа к этому участку лиц, которые могут быть заинтересованы в приобретении его в аренду.
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 07 сентября 2022 года, с учетом определения от 01 ноября 2022 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 13 декабря 2022 года административные исковые требования Олейника В.П. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 марта 2023 года Олейник В.П. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что процедурой наделения земельными участками многодетных граждан является процедура включения земельного участка в специальный перечень, а не резервирование для муниципальных нужд.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что 01 апреля 2022 года Олейник В.П. обратился в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением о предоставлении ему в порядке ст.39.18 ЗК РФ на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
14 апреля 2022 года на поданное Олейником В.П. заявление Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" дан ответ об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства в порядке ст.39.18 ЗК РФ по причине того, что испрашиваемый заявителем земельный участок постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 12 января 2022 года N 5 зарезервирован для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Оспаривая указанное постановление органа местного самоуправления, Олейник В.П. настаивал на том, что оно не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Закону Калининградской области от 21.12.2006 N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", определяющим порядок и процедуру резервирования и предоставления земельных участков, и нарушает его право на предоставление ему этого земельного участка в аренду в порядке ст.39.18 ЗК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что указанный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции органа местного самоуправления, закону, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и права административного истца не нарушает.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с п.1 ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.2 ст.56.1 ЗК РФ ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (п.5 ст.27 ЗК РФ).
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст.70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально - технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Согласно подп.12 п.8 ст.39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка.
Согласно подп. 3 п.5 ст.39.17 и ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст.39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.7 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п.4 ст.70.1 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 2 и 3 указанного Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории.
Согласно п.п. 7, 8 этого же Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст.15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления земельных участков соответствующей категории граждан определен статьей 16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 года N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", которой предусмотрено, что процедура предоставления земельного участка без торгов включает в себя образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (если земельный участок не образован), формирование органом местного самоуправления из земельных участков, образованных для предоставления многодетным гражданам, соответствующего перечня, который подлежит официальному опубликованию, и последующее предоставление образованных земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Судом установлено, что постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 12 января 2022 года N 5 зарезервированы в границах муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" для муниципальных нужд в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, сроком на три года земельные участка в соответствии с приложением N 1 в границах резервируемых земель.
Согласно приложению N 1 в Перечень земельный участков, расположенных в границах резервируемых земель, включен, в том числе, земельный участок с кадастровым номером N площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с разрешенным использованием - под строительство индивидуального жилого дома.
Указанное постановление администрации опубликовано в газете "Гражданин" (выпуск N 2 от 20 января 2022 года) и размещено на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" в сети "Интернет".
Судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что оспариваемое административным истцом постановление администрации городского округа "Город Калининград" прав и законных интересов Олейника В.П. не нарушает, оно принято администрацией наличии правовых оснований для резервирования земельных участков для муниципальных нужд в рамках реализации полномочий органа местного самоуправления по обеспечению прав и социальных гарантий многодетных граждан, в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и других нормативных актов, в том числе, Закона Калининградской области от 21.12.2006 года N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", регулирующих порядок и цели резервирования земельных участков, и им не противоречит, порядок издания и опубликования нормативного правового акта не нарушен.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 07 сентября 2022 года, с учетом определения от 01 ноября 2022 года об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 13 декабря 2022 года по административному делу N 2а -5242/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО9 - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 07 сентября 2022 года, с учетом определения от 01 ноября 2022 года об исправлении описки, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 13 декабря 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.