Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вольтской Т. А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2022 года по административному делу N 2а-1640/2022 по административному исковому заявлению Вольтской Т.А. к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о признании незаконным решения о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, возражения на кассационную жалобу представителя административного ответчика Минюста России Постарнака А.М, судебная коллегия
установила:
распоряжением Минюста России N1146-р от 8 октября 2021 года Вольтская Т.А. включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, о чем она проинформирована путем направления в ее адрес уведомления от 8 октября 2022 года N 11-119069/21.
Основанием для принятия распоряжения Минюстом России послужили поступившие из государственных органов сведения о распространении Вольтской Т.А. для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, в том числе, созданных иностранными СМИ-агентами, и получении денежных средств от иностранных источников.
Оспаривая правомерность данного распоряжения, 10 января 2022 года Вольтская Т.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании его незаконным. Просила также обязать административного ответчика исключить сведения о ней из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование иска административный истец указала, что внесение ее в список иностранных агентов является вмешательством в ее право свободно выражать свое мнение и распространять информацию, в качестве профессионального журналиста. Полагала, что ограничение ее прав, выраженное в возложении на нее ряда дополнительных обязательств, в числе которых, предоставление дополнительной отчетности, не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов, а сопровождение любых сообщений и материалов указанием на то, что они распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и применение к ней законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствуют о нарушении принципа равенства. Считала, что возложение на нее обязанностей по предоставлению отчетности и публичному размещению или предоставлению средствам массовой информации сведений о своей деятельности является несоразмерным вмешательством в право на уважение частной жизни. Выразила мнение, что вмешательство в ее деятельность носит явно политический характер и является нарушением положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В качестве заинтересованного лица по делу заявлено Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Санкт-Петербурга, Федеральная служба по надзору в сфере связи и информационных технологий, и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
Решением Петроградского районного Санкт-Петербурга от 22 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2022 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга 13 марта 2023 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 марта 2023 года, Вольтская Т.А. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суды в отсутствие надлежащих доказательств установили факт распространения ею сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Выражает несогласие с выводами судов и о доказанности факта получения ею денежных средств от иностранных источников, указывая, что суды положили в основу судебных актов непроверенную, недостоверную и противоречивую информацию. Считает также, что оспариваемое распоряжение Минюста РФ, вынесенное по согласованию с МИД России, является дискриминационным, поскольку попирает принцип равенства, провозглашённый статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, нарушает её право на свободу слова и распространение информации, гарантированное статьей 29 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации, а также и право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной "данные изъяты", защиту своей чести и доброго имени, охраняемые статьей 23 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующими им положениями статей 8, 10 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Считает, что в нарушение статьи 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вмешательство в ее права обусловлено политической мотивацией.
В возражениях на кассационную жалобу Минюст России указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 марта 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313, Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденным приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установив, что основанием для включения Вольтской Т.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, послужила поступившая в Минюст России информация о том, что она, являясь журналисткой и литературным критиком, распространят с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, в том числе созданные иностранными СМИ-агентами, получает денежные средства от иностранных источников, и исходя из того, что указанные обстоятельства в соответствии со статьей 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" давали основания административному ответчику для принятия оспариваемого распоряжения, которое вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных ему законом полномочий и при соблюдении процедуры и порядка его принятия, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания его незаконным, указав на недоказанность административным истцом нарушения ее прав оспариваемым распоряжением.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке с такими выводами согласился и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из содержания части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца, совокупность которых в настоящем деле судами не установлена.
Согласно статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
К указанным лицам могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В силу абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации. Уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации. Сведения о лицах, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста РФ в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр.
Как установлено судами, в Минюст России поступило письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 20 августа 2021 года N 04СВ-54432, содержащее информацию в отношении Вольтской Т.А, из которого следует, что за период с августа 2020 года по август 2021 года Вольтская Т.А. разместила в своем аккаунте в социальной сети "Facebook" 9 материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента: "Север.Реалии", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Сибирь.Реалии".
Также за указанный период времени Роскомнадзором выявлены факты участия Вольтской Т.А. в создании материалов иностранных средств массовой информации "Крым.Реалии", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Север.Реалии", "Сибирь.Реалии", "Телеканал Настоящее время", "Кавказ.Реалии", выполняющих функции иностранного агента.
Согласно сведениям Роскомнадзора Вольтская Т.А. - журналист, литературный критик, с 2000-х годов стала сотрудничать с проектом "Радио Свобода". С 2017 года по 2019 год вела программу на "Радио Свобода" "Свободный Петербург.
24 сентября 2021 года в Минюст России поступила информация из Федеральной службы по финансовому мониторингу о том, что Вольтской Т.А. получено иностранное финансирование.
По результатам проведенного в 1 полугодии 2021 года прокуратурой Санкт-Петербурга мониторинга сети Интернет также установлен факт распространения Вольтской Т.А. материалов, которые созданы иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и факт получения ею денежных средств от иностранных источников.
При этом согласно материалов прокурорской проверки Вольтской Т.А. были получены денежные средства:
- с ноября 2014 года по апрель 2020 года со счета Московского представительства радиостанции "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (США) (N), 62 операциями перечислено "данные изъяты";
- в июне 2020 года со счета "данные изъяты"), одной операцией перечислено 250 долларов США;
- с мая 2020 года по февраль 2021 года со счета Представительства радиостанции "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в Чешской Республике "данные изъяты"
Указанная информация доведена прокуратурой Санкт-Петербурга до сведения Минюста России.
Приняв во внимание установленный факт авторства и распространения Вольтской Т.А. информации, созданной и распространенной иностранным средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, а также факт иностранного финансирования на день вынесения распоряжения от 8 октября 2021 года, суды, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого распоряжения о включении Вольтской Т.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не установив при этом нарушения оспариваемым распоряжением конституционных прав последней, исходя из того, что в результате его принятия каких-либо обязанностей, кроме прямо предусмотренных законом, на Вольтскую Т.А. административным ответчиком не возложено.
Доводы кассационной жалобы об обратном, в том числе о недоказанности обстоятельств, на которых основано оспариваемое распоряжение, не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Не влекут отмену судебных актов и ссылки подателя кассационной жалобы на положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, поскольку с 16 марта 2022 года Россия прекратила членство в Совете Европы, в связи с чем основания для применения международных договоров Совета Европы, в том числе вышеуказанной Конвенции, у национальных судов отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вольтской Т. А. - без удовлетворения.
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 31 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.