Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, Управления ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 июня 2022 года (N 2а-6170/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года (N 33а-6326/2022) по административному исковому заявлению Перегудова А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Перегудов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 30 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с грубыми нарушениями, так в камерах NN 61, 26, 20 отсутствовала горячая вода, санузел был совмещенный.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года, Перегудова А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания удовлетворено частично. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Перегудова А.А. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 200 рублей. В удовлетворении требований к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 13 марта 2023 года, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, Управление ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов с отказом в административном иске, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, на том, что ее размер не отвечает требованиям разумности и справедливости.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Перегудов А.А. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми 23 ноября 2020 года, где содержался до 3 января 2021 года, убыв в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми для дальнейшего отбывания наказания.
В период с 23 ноября 2020 года по 24 ноября 2020 года содержался в сборном отделении; с 24 ноября 2020 года по 25 декабря 2020 года в камере N 61; с 25 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года в камере N 26; с 31 декабря 2020 года по 3 января 2021 года в камере N 20.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные административным истцом требования и руководствуясь положениями статей 55 Конституции Российской Федерации, статей 218, 219, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениями статей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 года N 245/пр утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 года Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", пришел к выводу о том, что в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с 23 ноября 2020 года по 3 января 2021 года условия его содержания не соответствовали требованиям действующего законодательства в части отсутствия горячего водоснабжения, в связи с чем взыскал в пользу административного истца компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1200 рублей.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, Управления ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 26 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.