Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Кузнецова С.Л, Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области к Аксенову Виктору Викторовичу, Сулягину Александру Юрьевичу, Титову Денису Викторовичу об изъятии земельного участка с продажей с публичных торгов, по кассационной жалобе администрации Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 2 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, пояснения представителя администрации Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области Кваши Ю.Н, действующего на основании доверенности N17 от 23 марта 2023 года, возражения Сулягина А.Ю, судебная коллегия
установила:
администрация Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области обратилась в суд с иском к Аксенову Виктору Викторовичу, Сулягину Александру Юрьевичу, Титову Денису Викторовичу, в котором просила изъять принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности земельный участок, с последующей его продажей с публичных торгов. В обоснование иска администрация Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области указала, что спорный земельный участок не используется в соответствии с видом разрешенного использования. В результате неправомерных действий ответчиков по сжиганию и утилизации медицинских отходов нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2020 года исковые требования администрации Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области удовлетворены. У Аксенова В.В, Сулягина А.Ю, Титова Д.В. изъят земельный участок, принадлежащий им на праве общей долевой собственности по "данные изъяты" доли каждому, с продажей с публичных торгов с установлением начальной продажной цены 5104396 рублей. Указано, что изъятие земельного участка является основанием для внесения изменений в ЕГРН о прекращении на него права общей долевой собственности Аксенова В.В, Сулягина А.Ю, Титова Д.В.
Дополнительным решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2020 года постановлено взыскать с каждого из ответчиков в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области государственную пошлину по 2000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 17 февраля 2021 года решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2020 года, дополнительное решение от 29 октября 2020 года оставлены без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 17 февраля 2021 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 26 января 2022 года решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2020 года и дополнительное решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2020 года оставлены без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 26 января 2022 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 2 ноября 2022 года решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2020 года и дополнительное решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2020 года отменены. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Администрации Федоровского городского поселения Ленинградской области к Аксенову В.В. Сулягину А.Ю, Титову Д.В. об изъятии земельного участка с продажей с публичных торгов отказано.
В кассационной жалобе представитель администрации Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, повторяя доводы иска, ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения судом второй инстанции норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 10.02.2016 ответчикам Аксенову В.В, Сулягину А.Ю, Титову Д.В. на праве общей долевой собственности, каждому по "данные изъяты" доли, принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: промышленные предприятия и складские организации IV-V классов опасности.
Согласно генеральному плану Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, Правилам землепользования и застройки Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области указанный земельный участок расположен в территориальной зоне П-2 (зона предприятий V-IV класса опасности), вид разрешенного использования земельного участка "Промышленные предприятия и складские организации V-1V класса опасности".
10.02.2016 Аксеновым В.В, Сулягиным А.Ю, Титовым Д.В. заключен договор аренды земельного участка с арендатором ООО "Белый Трест" в лице генерального директора Сулягина А.Ю.
Ответчики Сулягин А.Ю. и Титов Д.В. являются учредителями (участниками) ООО "Белый Трест".
Фактически земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", относящийся к землям населенного пункта, используется его собственниками Сулягиным А.Ю, Титовым Д.В, Аксеновым В.В. под утилизацию (сжигание) медицинских и биологических отходов посредствам производственной деятельности ООО "Белый Трест".
Постановлением ведущего специалиста Юго-Западного отдела Департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 17.11.2017 N/Д ООО "Белый Трест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП (невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды от 24.11.2017 N ООО "Белый Трест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Из постановления следует, что при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым N ООО "Белый Трест" в нарушение пункта 8 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не выполнило обязанность по предоставлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год; осуществляет деятельность, при которой образовываются отходы производства и потребления (жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин, ФККО "данные изъяты") в нарушение статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" - при отсутствии паспорта отходов и подтверждения по отнесению соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 26.02.2018 по делу N12-32/2018 постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды от 24.11.2017 N N изменено в части назначенного наказания. ООО "Белый Трест" назначено административное наказание в виде штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, - в размере 50000 рублей.
01.01.2019 между теми же лицами заключен договор аренды имущественного комплекса, по условиям которого ответчики передали арендатору ООО "Белый Трест" во временное пользование имущественный комплекс, состоящий из земельного участка с кадастровым N и находящегося на нем имущества: административно-бытовые помещения, три инсинераторные установки, помывочная камера, помещение для хранения оборудования и инвентаря, приемочная площадка, оборудование для сбора и транспортирования медицинских отходов, отходов производства и потребления различных видов опасности; иные строения, сооружения и оборудование, необходимые для деятельности по обращению с медицинскими и биологическими отходами, отходами производства и потребления I-V классов опасности.
10.03.2020 между Аксеновым В.В, Сулягиным А.Ю, Титовым Д.В. (арендодатели) и ООО "Белый Трест" (арендатор) в лице генерального директора Аксенова В.В. заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное возмездное владение и пользование земельный участок для размещения на нем предприятия IV класса опасности - мусороперегрузочная станция.
Согласно информации сайта Единой информационной системы в сфере закупок в 2019 году ООО "УК "Белый Трест" заключено более 30 контрактов с различными медицинскими учреждениями Санкт-Петербурга на оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса "А", "Б".
Согласно Генеральному плану Муниципального образования Федоровское сельское поселение, утвержденного решением Совета депутатов от 09.10.2009 N238, и Правилам землепользования и застройки МО Федоровское сельское поселение, утвержденных решением Совета депутатов от 07.10.2009 N237, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" входит в территориальную зону П-2 "зона предприятий IV-V класса опасности". Указанная зона предназначена для размещения производственных объектов IV-V класса опасности, объектов складского назначения IV-V класса опасности; иных объектов с санитарно-защитными зонами от 50 до 100 м, административно-хозяйственные, деловые и общественные учреждения и организации; офисы и представительства; кредитно-финансовые учреждения; многофункциональные деловые и обслуживающие здания; пункты оказания первой медицинской помощи; предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли; рынки промышленных товаров; крупные торговые комплексы; объекты бытового обслуживания; учреждения жилищно-коммунального хозяйства; отделения милиции, общественные пункты охраны порядка; пожарные части; ветлечебницы; сооружения для хранения транспортных средств; предприятия автосервиса; предприятия коммунального обслуживания.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", ст. 7.1.12, мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью от 40 тыс. т/год относятся к Классу I с санитарно-защитной зоной 1000м, а мощностью до 40 тыс. т/год относится к Классу II с санитарно-защитной зоной 500 м.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области границы санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и расположенных на нем объектов отсутствуют.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" деятельность по сжиганию медицинских и биологических отходов недопустима.
В соответствии с экспертным заключением от 16 июля 2019 года N49.89.1.1.19.07.04 пробы почв на земельном участке по степени эпидемиологической опасности относятся к категории "умеренно опасные".
Постановлением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 13.03.2017 по делу N5-52/2017 ООО "Белый Трест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ (выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.
В 2017 году на основании неоднократных, в том числе коллективных, обращений и жалоб, поступивших в местную Администрацию, Прокуратуру Ленинградской области, Федеральную службу по экологическому надзору Ленинградской области, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан от жителей Федоровского городского поселения по вопросу сжигания медицинских отходов на территории данного поселения, задымление территории едким дымом, что также являлось сюжетом освещения по Пятому телевизионному каналу в 2018 году и в выпусках Газеты Федоровского городского поселения в 2019 году, Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Белый Трест", которому были выданы предписания об устранении нарушений требований законодательства РФ, выявленных в результате проверки, в том числе разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс вредных веществ (загрязняющих веществ в атмосферный воздух), произвести постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением соответствующих категорий объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
17.11.2017 во исполнение выданного Комитетом предписания ООО "Белый Трест" встало на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Объекты, на которых осуществляет хозяйственную деятельность ООО "Белый Трест" были включены в федеральный государственный реестр объектов, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду ("данные изъяты" участок обезвреживания отходов). ООО "Белый Трест" является объектом II категории (пункт 46 Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору"). Обществу предоставлена соответствующая лицензия от 15.08.2018 N N.
Из материалов дела следует, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО "Белый Трест" Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области с 18.10.2018 по 15.11.2018 на промышленной площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", выявлены следующие нарушения:
1. На территории ООО "Белый Трест" хранение медицинских отходов осуществляется более 24-х часов без холодильного оборудования, что подтверждается материалами фотофиксации: пакет с отходами класса "Б" ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" от 29.08.2018, что является нарушением п. 6.4, п. 10.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
2. Медицинские отходы класса "Б" и "В" хранятся на площадке без контейнеров, что является нарушением п.3.4, п.4.16 СанПиН 2:1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
3. Отходы класса "Г" (люминесцентные лампы) хранятся на улице, навалом, без организации специально оборудованного помещения, что является нарушением п. 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п. 14 Постановления Правительства от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
4. На площадке ООО "Белый Трест" отсутствует очистка поверхностного стока и дренажных вод, что является нарушением пункта 4.19, пункта 4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
5. На площадке ООО "Белый Трест" для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты, не предусмотрена гидроизоляция площадки грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, что является нарушением п. 4.23 СанПиН 2.1.7.1322-03. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
6. На установке, предназначенной для утилизации медицинских отходов, отсутствует опознавательные знаки (шильды), что не позволяет идентифицировать данную установку в соответствии с выданными санитарно-эпидемиологическими заключениями Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области N от 19.09.2016 и N от 16.12.2016, что является нарушением п. 5.8. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
7. На территории предприятия ООО "Белый Трест" разбросаны медицинские шприцы, ампулы от лекарств, перчатки, что является нарушением п. 10.10. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и п. 4.3. СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
8. На промышленной площадке ООО "Белый Трест" не осуществляется радиационный контроль, не представлен журнал радиационного контроля, аппарат радиационного контроля, что является нарушением статья 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В связи с обнаруженными нарушениями указанным административным органом в отношении ООО "Белый Трест" составлен протокол об административном правонарушении, указанные действия нарушителя квалифицированы по статье 8.1 КоАП.
Постановлением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 января 2019 года по делу N5-3/2019 ООО "Белый Трест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления), с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности в форме запрета приема новых отходов на промышленную площадку, организованную на земельном участке с кадастровым N, и осуществления на данной площадке деятельности по обращению с отходами, в том числе, медицинскими на срок 60 суток.
В связи с продолжающимися жалобами жителей поселения, на основании распоряжения Главы Администрации Федоровского городского поселения от 21.06.2019 N 2п-р и в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ проведена проверка соблюдения Сулягиным А.Ю, Аксеновым В.В, Титовым Д.В. в отношении земельного участка "данные изъяты" требований земельного законодательства Российской Федерации (муниципальный земельный контроль).
По результатам проверки (муниципального земельного контроля) Администрацией составлен Акт от 05.07.2019 N2, согласно которому установлено нецелевой использование земельного участка, размещение мусоросжигательного оборудования, класс опасности СанПиН I-II класс. Идет черный дым с едким химическим запахом. Собственниками нарушены ПЗЗ, утвержденные решением Совета депутатов от 07.10.09. N237, согласно которым территориальная Зона П-2 предназначена для размещения предприятий V-1V класса опасности.
25.07.2019 в адрес каждого собственника участка Сулягина А.Ю, Аксенова В.В, Титова Д.В. Администрацией направлено уведомление о выявленных нарушениях с требованием прекратить нецелевое использование земельного участка, недопустимости осуществления на участке деятельности по сжиганию мусора.
Требование Администрации Федоровского городского поселения о прекращении нецелевого использования земельного участка ответчиками не выполнено, мер к пользованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием ответчики не принимают, на земельном участке продолжается деятельность по сжиганию медицинских отходов различных классов опасности.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО "Белый Трест" Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области с 13.09.2019 по 08.10.2019 на промышленной площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", выявлены следующие нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий: выявлено, что на бетонированной площадке при въезде на территорию предприятия, осуществляется хранение значительного количества медицинских отходов с маркировкой класса - "Б". При вскрытии пакетов установлено, что часть завезенных отходов не имеет маркировки (обезличенные отходы), в связи с чем не представляется возможным установить время их хранения, проводилось ли обеззараживание и время образования отходов. При проведении проверки не представлены результаты лабораторно-инструментальных исследований параметров рабочей зоны (воздух рабочей зоны, микроклимат), а также исследования атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зон, почвы.
В связи с обнаруженными нарушениями указанным административным органом в отношении ООО "Белый Трест" составлен протокол об административном правонарушении, указанные действия нарушителя квалифицированы по статье 8.1 КоАП.
Постановлением Тосненского городского суда Ленинградской области от 15.10.2019 ООО "Белый Трест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий), с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности в форме запрета приема новых отходов на промышленную площадку ООО "Белый Трест", расположенную на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", на срок - 30 суток.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N540 установлены виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором, в соответствии с которым размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки) отнесено к виду разрешенного использования "Специальная деятельность" (код 12.2.).
Такой вид разрешенного использования земельных участков как "размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов" ("специальная деятельность") Правилами землепользования и застройки Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в территориальной зоне П-2, в которой расположен принадлежащий ответчикам земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", не предусмотрен.
Из материалов дела также следует, что в результате проведенной Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства на принадлежащем ответчикам земельном участке с кадастровым N выявлены признаки нарушения земельного законодательства - статьи 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, о чем составлен Акт проверки (осмотра территории) от 04.07.2019. К акту приложена фототаблица зафиксированных нарушений земельного законодательства.
05.08.2019 в адрес руководителя Управления Росреестра по Ленинградской области направлено мотивированное представление о вынесении распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении соблюдения Аксеновым В.В, Сулягиным А.Ю, Титовым Д.В. земельного законодательства.
05.08.2019 руководителем Управления Росреестра по Ленинградской области вынесено распоряжение о проведении проверки в отношении Аксенова В.В. в рамках осуществления государственного земельного надзора с целью установления наличия или отсутствия признаков административного правонарушения, отображенных в акте проверки Ленинградской областной межрайонной природоохранной прокуратуры от 04.07.2019, мотивированном представлении от 05.08.2019 N.
06.08.2019 распоряжение направлено в адрес Аксенова В.В, вручено ему 28.08.2019.
16.09.2019 Управлением Росреестра по Ленинградской области проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт проверки от 16.09.2016, согласно которому в результате обследования земельного участка установлено, что на данном участке производится размещение, хранение, накопление, обеззараживание медицинских отходов различного класса, тогда как данный земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: промышленные предприятия и складские организации IV-V классов опасности. На земельном участке производится складирование медицинских отходов в полипропиленовых мешках, которые расположены на бетонных плитах справа от въезда, некоторые мешки разорваны, в местах разрыва виднеются прозрачные полипропиленовые пакеты, через которые видны отходы медицинского происхождения. Размещение, хранение, накопление и сжигание медицинских отходов различного класса происходит вне помещений, на бетонных плитах, стыки между которыми не заделаны. Плиты покрыты рулонной гидроизоляцией, которая местами порвана. Возле плит отмечается застоявшаяся вода. Справа от входа расположен ангар, в котором складированы баки с неизвестным содержимым, на земельном участке установлены 3 печи для сжигания отходов, на момент осмотра печи не пущены, сжигание мусора не производится.
Как следует из схемы зонирования территории Правил землепользования и застройки Федоровского муниципального образования (информация размещена в информационной системе ФГИС ТП https://fgistp.economy.gov.ru/), земельный участок ответчиков отнесен к зоне "П-1" производственные зоны V класса опасности. Согласно ПЗЗ зона предприятий V класса опасности "П-1" предназначена для размещения производственных объектов V класса опасности, объектов общественно-деловой застройки, иных объектов в соответствии с видами использования недвижимости (Санитарно-защитная зона до 50 м).
С учетом положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий числа всех допустимых категорий.
Однако размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание медицинских отходов ("специальная деятельность) ПЗЗ Федоровского городского поселения в Зоне "П-1", "П-2" не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, использование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" для размещения, хранения, накопления, обеззараживания медицинских отходов различного класса свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению, не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, как указано Управлением Росреестра Ленинградской области в Акте проверки от 16.09.2016, в действиях Аксенова В.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в части использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
16.09.2019 заместителем главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ленинградской области Аксенову В.В. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 03.12.2019.
Решением заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ленинградской области от 03.10.2019 вынесенное предписание признано правомерным, в удовлетворении жалобы Аксенову В.В. отказано.
20.09.2019 в отношении Аксенова В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ленинградской области от 03.10.2019 Аксенов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номеров "данные изъяты" не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.
Из материалов дела также следует, что 05.08.2019 руководителем Управления Росреестра по Ленинградской области вынесено распоряжение о проведении проверки в отношении Титова Д.В. в рамках осуществления государственного земельного надзора с целью установления наличия или отсутствия признаков административного правонарушения, отображенных в акте проверки Ленинградской областной межрайонной природоохранной прокуратуры от 04.07.2019, мотивированном представлении от 05.08.2019 N08/402-СЗ.
06.08.2019 в адрес Титова Д.В. направлено уведомление о назначении выездной проверки.
16.09.2019 Управлением Росреестра по Ленинградской области в отношении Титова Д.В. составлен акт проверки с выявлением тех же нарушений обязательных требований земельного законодательства. К акту проверки приложена фототаблица.
16.09.2019 заместителем главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ленинградской области Титову Д.В. вручено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 03.12.2019.
20.09.2019 заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра Ленинградской области в отношении Титова Д.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ленинградской области от 03.10.2019 Титов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым N не по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом использования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Из материалов дела также следует, что 05.08.2019 руководителем Управления Росреестра по Ленинградской области вынесено распоряжение о проведении проверки в отношении Сулягина А.Ю. в рамках осуществления государственного земельного надзора с целью установления наличия или отсутствия признаков административного правонарушения, отображенных в акте проверки Ленинградской областной межрайонной природоохранной прокуратуры от 04.07.2019, мотивированном представлении от 05.08.2019.
13.08.2019 в адрес Сулягина А.Ю. направлено уведомление о назначении выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ. на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты".
09.09.2019 органом государственного надзора составлен акт о невозможности проведения проверки в отношении Сулягина А.Ю, поскольку он заключен под стражу в рамках производства по уголовному делу, которое возбуждено 04.04.2019 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, и находится в производстве 6 отдела СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (взят под стражу 16.07.2019).
04.07.2019 в отношении ООО "Белый Трест" Управлением Росреестра по Ленинградской области была проведена выездная проверка соблюдения природоохранного и земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Проверка проводилась с участием специалистов Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" оперуполномоченных Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Проверка проводилась в присутствии генерального директора ООО "Белый Трест" Сулягина А.Ю.
Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" из состава земель категории населенных пунктов, разрешенный вид использования: промышленные предприятия IV-V классов опасности, ООО "Белый Трест" осуществляет хозяйственную деятельность по термическому обеззараживанию (сжиганию) медицинских и биологических отходов с использованием инсинераторных установок "Ижтел-1000". На данном участке производится размещение, хранение, накопление, обеззараживание, сжигание медицинских и биологических отходов различного класса опасности. Обнаружены складированные мешки с медицинскими отходами, 35 заполненных контейнеров с данными отходами, отходы золы медицинских отходов, складированные навалом на открытом воздухе. Размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание медицинских отходов Правилами землепользования Федоровского муниципального образования в Зоне "П-1" не предусмотрено. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" используется не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ленинградской области от 20.09.2019 N19 ООО "Белый Трест" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, с присуждением административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 30.06.2020 по делу N2а-1881/2020 Сулягину А.Ю. отказано в удовлетворении административного иска к администрации Федоровского городского поселения Тоснинского района Ленинградской области о признании незаконным решения от 10.04.2020 N216 об отказе в установлении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - "специальная деятельность": размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских и биологических отходов (пункт 12.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков).
Согласно актам осмотра от 26.08.2020, от 08.09.2020, выполненным администрацией Федоровского городского поселения по результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "зона предприятий V класса опасности", расположенного в территориальной зоне "П-1", на данном земельном участке ответчиками продолжается деятельность по сжиганию отходов, из двух труб инсинераторной установки идет едкий дым черного цвета.
Однако согласно ПЗЗ зона предприятий V класса опасности "П-1" предназначена для размещения производственных объектов V класса опасности, объектов общественно-деловой застройки, иных объектов в соответствии с видами использования недвижимости (СЗЗ - 50 м). Деятельность по размещению, хранению, захоронению, утилизации, накоплению, обработке, обезвреживанию медицинских и биологических отходов ПЗЗ Федоровского муниципального образования в этой зоне не предусмотрена.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив, что с 2016 года по настоящее время земельный участок в нарушении статьи 42 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" используется ответчиками не в соответствии с его разрешенным использованием - "предприятия V класса опасности", а для размещения, хранения, накопления, утилизации, обеззараживания медицинских и биологических отходов различного класса опасности ("Специальная деятельность"), которая в соответствии с ПЗЗ не предусмотрена в территориальной зоне "П-1", созданное ответчиками предприятие для осуществления на участке данного вида деятельности ООО "Белый Трест" неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушение земельного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, но данная незаконная деятельность по хранению и сжиганию на участке медицинских и биологических отходов продолжается, ответчики Аксенов В.В. и Титов Д.В. также были привлечены к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства, и им были вручены предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 03.12.2019, которое ими проигнорировано, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований об изъятии земельного участка с последующей продажей с публичных торгов, прекратив право общей долевой собственности ответчиков на участок на основании статьи 285 ГК РФ, что, как посчитал суд, является единственно возможным способом восстановления прав и охраняемых законом интересов населения Федоровского городского поселения на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью
ответчиков.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда при пересмотре дела в апелляционном порядке не согласилась с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для изъятия земельного участка.
При этом суд второй инстанции исходил из того, что в отношении третьего участника долевой собственности Сулягина А.Б. органом государственного надзора проверка соблюдения требований земельного законодательства проведена не была, а был составлен Акт от 09.09.2019 о невозможности проведения такой проверки ввиду того, что данный участник общей долевой собственности заключен под стражу в рамках производства по уголовному делу, возбужденному 04.04.2019 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, находящегося в производстве 6 отдела СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (взят под стражу 16.07.2019).
То обстоятельство, что 04.07.2019 Сулягин А.Б, являющийся долевым собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", присутствовал при проведении осмотра территории земельного участка в качестве генерального директора ООО "Белый Трест" и ООО "УК Белый Трест", участником которых он является, при проведении проверки соблюдения земельного законодательства, проводимой начальником отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра Ленинградской области с участием представителей иных надзорных органов, не является основанием для изъятия указанного земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Соответственно, ответчик Сулягин А.Б. не был привлечен к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению, органом государственного земельного надзора ему не было направлено заблаговременное предупреждение о допущенных нарушениях (предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации), что в силу статьи 286 ГК РФ является обязательным.
На момент апелляционного рассмотрения дела данное обстоятельство истцом не устранено, ответчику Сулягину А.Б. не направлено предупреждение о допущенных нарушениях (предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для изъятия земельного участка, поскольку они основаны на верном толковании норм материального права, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.
Согласно положениям статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, для государственных и муниципальных нужд (подпункт 7 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, указанным в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу статьи 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
Согласно статье 285 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
Оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для изъятия у ответчиков спорного земельного участка.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на указанных нормах материального права, мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства, обстоятельствам, установленным по делу, не противоречат.
Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств судом апелляционной инстанции допущено не было.
По существу доводы кассатора по существу повторяют позицию стороны истца при разбирательстве дела, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции или опровергали выводы постановленного по делу апелляционного определения. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Федоровского городского поселения Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.