Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Осиповой Е.М, Устимова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сточкялене Людмилы Викторовны к публичному акционерному обществу "Т Плюс" о взыскании компенсации морального вреда, штрафа за нарушение прав потребителей
по кассационной жалобе публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Интинского городского суда Республики Коми от 1 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, выслушав объяснения представителя ПАО "Т Плюс" Кисляковой А.А, действующей на основании доверенности от 09.09.2022, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Сточкялене Людмила Викторовна обратилась с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" о взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 рублей и штрафа за нарушение прав потребителей в размере 2000 рублей. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Ресурсоснабжающей организацией по предоставлению горячего водоснабжения является ПАО "Т Плюс" филиал "Коми", на протяжении всего времени горячая вода поставляется ненадлежащего качества, имеет негативные показатели по мутности, цвету, запаху. Несоответствие качества подаваемой горячей воды в г. Инта установленным требованиям подтверждается вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 20.04.2014 N 2-169/2014. По настоящий момент указанное решение не является исполненным. Ответчиком не представлено суду доказательств исполнения указанного решения в полном объеме. Таким образом, в связи с вынужденным потреблением и использованием воды плохого качества истец понесла нравственные и моральные страдания, которые она оценивает в 15000 рублей.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 1 ноября 2022 года с публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу Сточкялене Людмилы Викторовны взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 рублей, штраф за нарушение прав потребителя в размере 2000 рублей. Кроме того, с ПАО "Т Плюс" взыскана государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа "Инта" в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 января 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ПАО "Т Плюс" ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
На рассмотрение дела в Третий кассационный суд общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения и размещения сведений о движении жалобы в сети "Интернет" и на сайте суда, в связи с чем на основании статей 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В ходе разрешения спора установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит Сточкялене Л.В. на праве собственности. В указанном жилом помещении истец зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей теплоснабжение и горячее водоснабжение, в том числе многоквартирного "адрес".
Для целей осуществления расчетов за услуги отопления и горячего водоснабжения истцу Сточкялене Л.В. открыт лицевой счет (договор) N, согласно которому начисляется плата за горячее водоснабжение.
В 2011 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми проведена плановая проверка в отношении ответчика, в ходе которой установлены факты подачи потребителям г. Инты горячей воды, качество которой не соответствует гигиеническим требованиям.
Решением Сыктывкарского городского суда от 24.02.2014 по делу N 2- 169/2014 признано незаконным бездействие ОАО "ТГК-9", выразившееся в невыполнении обязанности по подаче населению горячей воды, соответствующей установленным гигиеническим требованиям. На ОАО "ТГК- 9" возложена обязанность в срок до 01.09.2014 устранить нарушения санитарного законодательства и обеспечить соответствие требованиям санитарных правил горячей воды, подаваемой Интинской ТЭЦ (г. Инта, ул. Кирова, 2), по показателю цветности. Решение вступило в законную силу 29.05.2014.
В дальнейшем определениями суда ОАО "ТГК-9" и его правопреемнику ПАО "Т Плюс" предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. Срок очередной отсрочки истекает 31.12.2023.
Решение суда ПАО "Т Плюс" до настоящего времени не исполнено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив приведённые обстоятельства и руководствуясь положениями пункта 2 статьи 2, частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 31, 33, 38, 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительством РФ 06.05.2011 N 354, пришел к выводу о доказанности факта предоставления ответчиком, являющимся исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения населению г.Инты (в том числе и истцу), горячей воды, не соответствующей требованиям санитарного законодательства.
Установив факт нарушения прав истца как потребителя, суд, основываясь на положениях статей 13, 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда, определив ее размер в сумме 10000 рублей, а также штраф в заявленном истцом размере 2000 рублей.
Соглашаясь с указанными выводами суда и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми исходила из того, что в соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме является качество предоставляемых коммунальных услуг, которое должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 ("Требования к качеству коммунальных услуг") к названным Правилам.
Пунктом 6 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг установлена необходимость постоянного соответствия состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
В силу пункта 150 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Принимая во внимание установленный факт предоставления истцу услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества ввиду ее несоответствия требованиям санитарного законодательства, отсутствия доказательств приведения воды в соответствие с предъявляемыми требования, судебная коллегия согласилась с выводом суда о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Удовлетворяя требования истца о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, обоснованно исходил из принципа разумности и справедливости. С учетом всех установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание доказанность факта нарушения прав истца, как потребителя, ненадлежащим оказанием услуг по подаче воды, суд счел возможным удовлетворить требование истца о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, с чем суд апелляционной инстанции согласился.
Поскольку ответчиком добровольно не были приняты меры по обеспечению истцов питьевой водой надлежащего качества, судом первой инстанции взыскан в пользу потребителя штраф в заявленном истцом размере.
Оснований для изменения размера морального вреда и штрафа судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не нашла, признав несостоятельной ссылку на противоречие выводов суда первой инстанции позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018).
При этом исходила из того, что вопреки доводам жалобы об отсутствии доказательств причинения нравственных страданий в силу пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 33 от 15 ноября 2022 года "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" в случаях, если законом предусмотрена обязанность ответчика компенсировать моральный вред в силу факта нарушения иных прав потерпевшего (например, статья 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), при доказанности факта нарушения права гражданина (потребителя) отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается; отсутствие вреда здоровью вопреки доводам жалобы не освобождает от обязанности по компенсации морального вреда.
Довод о недопустимости взыскания штрафа на компенсацию морального вреда при отсутствии иных требований, штрафной характер компенсации морального вреда и штрафа, определении компенсации морального вреда только судом отклонен судом как основанный на ошибочном толковании норм права.
Так, согласно пункту 1 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В силу пункта 6 статьи 13 указанного Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Таким образом, при взыскании с исполнителя в пользу потребителя компенсации морального вреда в силу прямого указания закона суд должен разрешить вопрос о взыскании с виновного лица штрафа.
Доводы о несогласии с размером компенсации морального вреда со ссылкой на отсутствие доказательств испытанных истцом физических и нравственных страданий, его превышение по сравнению с уплаченными потребителем за три предшествующих года суммами, не признаны основанием для уменьшения размера компенсации, поскольку определенный судом размер компенсации, исходя из допущенных ответчиком нарушений, является разумным, выводы суда о характере и степени страданий истца не противоречат обстоятельствам дела и представленным доказательствам (ст. 150, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса РФ).
Довод жалобы о принятии комплекса мер, направленных на решение вопроса с качеством воды не приняты во внимание, поскольку нарушение прав потребителя продолжается.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, в том числе и при разрешении вопроса о применении срока исковой давности, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено. Значимые для разрешения спора обстоятельства по делу установлены, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 1 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.