Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мироновой Н.В, судей Буруновой С.В, Калугина Д.М.
при секретаре Кулиевой К.А, с участием старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью " ФИО12" о признании недействующим с момента принятия Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Удмуртской Республики"
по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики, апелляционному представлению прокуратуры Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Общество с ограниченной ответственностью " ФИО12" (далее - ООО " ФИО12", Общество, административный истец) обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Удмуртской Республики". В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р фактически осуществляет перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую без соблюдения процедуры, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", не было принято во внимание наличие обременения земельного участка правом Общества на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, выделенного административному истцу ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Главы Удмуртской Республики N-РГ.
Административный истец считает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", нарушает права административного истца, так как влечет отказ Обществу в заключении договора аренды земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность, размещение крематория, без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью, для размещения крематориев, который был выделен Обществу для реализации инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация крематория".
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление удовлетворено.
Признаны не действующими Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Удмуртской Республики" с момента принятия. С Правительства Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью " ФИО12" взысканы расходы по уплате государственной пошлины 4500 руб. Суд также постановил, что сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
С указанным решением не согласился прокурор Удмуртской Республики, предъявил апелляционное представление, в котором просит решение Верховного Суда Удмуртской Республики отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционном представлении, прокурор Удмуртской Республики указал, что не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие решения о создании мест погребения не имеет правового значения для разрешения настоящего дела. Прокурор, ссылаясь на часть 3 статьи 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает, что решения о создании места погребения на земельном участке, который был выделен административному истцу ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Главы Удмуртской Республики N-РГ не принималось, в связи с этим отсутствовали правовые основания для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики. Кроме этого, прокурор не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что у административного ответчика отсутствует право на отмену ранее принятыхими нормативных правовых актов в порядке самоконтроля, полагает, что это противоречит части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, статье 2 Хакона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики". Исходя из названных норм материального права, прокурор считает, что орган государственной власти субъекта федерации, с учетом перераспределенных полномочий, вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт, если он противоречит закону.
Прокурор указывает, что, так как процедура принятия решения об отмене нормативного правового акта в порядке самоконтроля не регламентируется нормами Градостроительного Кодекса Российской Федерации, следовательно, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не предусматривает необходимость опубликования проекта такого решения и вынесение его на публичные слушанья.
С решением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ не согласилось Правительство Удмуртской Республики, предъявило апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене принятого решения.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительство Удмуртской Республики указало, что не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что Общество обладает правом на обращение в суд с административным иском об оспаривании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р, так как административный истец не является субъектом отношений, связанных со строительством крематория, поскольку крематории не могут находиться в частной собственности, а поэтому права административного истца не затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом. Кроме этого, Правительство Удмуртской Республики не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что у административного ответчика отсутствует право на признание утратившим силу ранее принятых нормативных правовых актов в порядке самоконтроля. Правительство Удмуртской Республики не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что при принятии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р был нарушен порядок его принятия, касающийся обязательного проведения публичных слушаний. По утверждению административного ответчика, действующее законодательство не содержит императивного предписания по проведению публичных слушаний, в связи с отменой ранее внесенных изменений Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Также Правительство Удмуртской Республики не согласно с выводом суда перовой инстанции о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для принятия оспариваемого нормативного правового акта. Правительство Удмуртской Республики утверждает, что Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р, а также распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р были признаны утратившими силу в порядке самоконтроля в связи с выявленными нарушениями порядка организации и проведения публичных слушаний, поэтому основания для признания их утратившими силу имелись.
Судебный акт является незаконным еще и потому, что органы муниципальной власти решения о создании на земельном участке с кадастровым номером N места погребения не принимали.
В возражениях ООО " ФИО12" содержится требование об оставлении решения Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Удмуртской Республики, действующая на основании доверенности, ФИО7, с использованием видеоконференц-связи требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, дала пояснения по ее существу.
Представители административного истца ООО " ФИО12" действующая на основании доверенности и ордера адвокат ФИО8, а также директор ООО " ФИО12" Берлинский П.В, участвующие в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе, представлении прокурора не согласились, считают решение законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица Автономной некоммерческой организации Корпорация развития Удмуртской Республики, действующая на основании доверенности, Ленькова М.А, в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с использованием видеоконференц-связи, просила решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О внесении изменения в генеральный план МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики" были внесены изменения в генеральный план МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики" (далее - Распоряжение N-р), которым в том числе предлагалось изменение функционального назначения для следующих территорий, в том числе для территории южнее земельного участка с кадастровым номером N площадью 4, 2 га в целях размещения крематория без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью устанавливается зона специального назначения. Зона специального назначения - территория, предназначенная для размещения крематория без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью, инфраструктурой для обслуживания данных объектов, основные параметры функциональной зоны: этажность - 1 этаж, коэффициент застройки территории - не более 0, 1.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Правительства Удмуртской Республики N-р "О внесении изменений в Правила землепользования и застройкиМО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики, утвержденныерешением Совета депутатов муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики" (далее - распоряжение N-р).
В соответствии с распоряжением N-р статья 25 Правил землепользования и застройки была дополнена частью третей следующего содержания зона специального назначения (С-3) - территория, предназначенная для размещения крематория без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
1) Перечень основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства представлен в таблице 19.1 (основной вид разрешенного использования земельного участка - ритуальная деятельность (12.1); основной вид объекта капитального строительства - размещение крематория без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью);
Таблица 27 была дополнена строками 3 и 4 следующего содержания:
С-3. Зона специального назначения
(основной вид разрешенного использования земельного участка - ритуальная деятельность; минимальные и (или) максимальные размеры земельного участка, в том числе его площадь:
1) "адрес" земельного участка - 200 кв.м;
2) "адрес" земельного участка - 50 000 кв.м
Минимальные отступы от границ земельного участка до объектов капитального строительства:
1) От границы, прилегающей к территории общего пользования (улица или проезд), - 5 м. При наличии утвержденной документации по планировке территории минимальный отступ от границ земельных участков до зданий и строений определяется от красных линий улиц и проездов;
2) От границы, не прилегающей к территории общего пользования, - 5 м.
Предельное количество этажей - 1 этаж.
Высота сооружений не более 25 м.
Максимальный процент застройки в границах земельного участка - 10 процентов.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Удмуртской Республики" (далее - Распоряжение N-р) были признаны утратившими силу распоряжение Правительства Удмуртской Республики N-р и распоряжение N-р.
ООО " ФИО12 на основании распоряжения Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РГ в целях реализации инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация крематория" был предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", муниципальное образование "Италмасовское", площадью 43 699, 00 кв.м категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космическое деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования "Ритуальная деятельность (12.1) - размещение крематория без подготовительных и обрядных процессов с одной однокамерной печью; для размещения крематориев.
Этим же распоряжением ООО ФИО12" было предложено обратиться в адрес Администрации муниципального образования " "адрес"" Удмуртской Республики для оформления договора аренды земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ООО " ФИО12" обратилось на имя "адрес" Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549 в целях реализации инвестиционного социального проекта "Строительство и эксплуатация крематория", ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного заявления Обществу было отказано в связи с принятием распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (который действовал на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон Удмуртской Республики N-РЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики", в соответствии с преамбулой которого, в редакции, действующей на день принятия оспариваемого нормативного правового акта, настоящий Закон перераспределяет полномочия между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статья 2 Закона Удмуртской Республики N-РЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики" (в редакции, действовавшей на день принятия Распоряжения N) к полномочиям исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики относятся следующие полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 3-РЗ "О градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" принятие решений по подготовке и утверждению генерального плана поселения, городского округа, муниципального округа, а также по внесению в него изменений; принятие решений по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки поселения, городского округа, муниципального округа, а также по внесению в них изменений, за исключением внесения изменений в правила землепользования и застройки поселения, городского округа, муниципального округа путем их уточнения в случае, предусмотренном частью 9 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Проанализировав указанные нормы права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что распоряжение N принято уполномоченным органом, указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р опубликовано на официальном сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ, номер опубликования 06151020212019.
Принимая решение об удовлетворении административного иска ООО " ФИО12" суд пришел к выводу, что отсутствовали основания для принятия оспариваемого акта о признании утратившим ранее принятых распоряжений в порядке самоконтроля, это противоречит нормативным правовым актам, регулирующим возникшее правоотношение, и нарушает права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что у Правительства Удмуртской Республики отсутствовали основания для принятия Распоряжения N, а также с выводом о том, что названное распоряжение нарушает права и законные интересы Общества, однако, с выводом суда о том, что Распоряжение N не могло быть принято в порядке самоконтроля судебная коллегия не соглашается, считает его ошибочным, но указанный вывод суда первой инстанции не может повлечь отмену принятого судебного акта.
Судебной коллегией установлено, что в пояснительной записке к проекту распоряжения Правительства Удмуртской Республики "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Удмуртской Республики", которому впоследствии был присвоен N, указано, что названный проект распоряжения подготовлен в связи с выявленными нарушениями порядка организации и проведения публичных слушаний по проектам внесения изменения в генеральный план МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики, утвержденному распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р, и внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики, утвержденному распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р.
Таким образом, Правительством Удмуртской Республики в качестве единственного основания для принятия распоряжения N о признании утратившим силу ранее принятых распоряжений N-р и N-р в порядке самоконтроля указаны следующие основания: распоряжение N-р и N-р приняты с нарушениями порядка организации и проведения публичных слушаний по проектам внесения изменения в генеральный план МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики и внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики.
Иных оснований, послужившими поводом для принятия Распоряжения N, в порядке самоконтроля, не имеется, доказательства, подтверждающие иное в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и закон.
Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, что действия и решения таких органов должны соответствовать закону.
Следовательно, пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам.
Кроме этого, частью 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что Правительство Удмуртской Республики принимая Распоряжение N, исполняло полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, а органы местного самоуправления, как следует из статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ наделены правом самоконтроля принятых ими ранее нормативных-правовых актов.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 739-О-О, часть 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, Правительство Удмуртской Республики вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт Правительства Удмуртской Республики N должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан.
При этом реализация органами публичной власти субъектов Российской Федерации предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Вместе с тем оспариваемое постановление N приведенным критериям не соответствует.
Причиной, послужившей к принятию решения N в порядке самоконтроля явилась то, что Распоряжения N-р и N-р приняты с нарушениями порядка организации и проведения публичных слушаний по проектам внесения изменения в генеральный план МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики и внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики.
Однако, материалами дела подтверждается, что таких нарушений градостроительного законодательства при принятии Распоряжений N-р и 6-р Правительством Удмуртской Республики допущено не было.
Постановлением Администрации МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики" постановлено провести публичные слушания по графику в следующих населенных пунктах: с Италмас ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 в здании Администрации МО "Италмасовское" по адресу: "адрес", 17; д.Банное ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов у здания ФАП д.Банное, "адрес"; д.Новокварсинское ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов в здании сельского клуба д.Новокварсинсоке по адресу: д.Новокварсинское, "адрес"; поч.Вожойский ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 час. у здания магазина по адресу: поч. Вожойский, "адрес"; поч.Успенский ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. у жилого дома по адресу: поч.Успенский, "адрес".
Постановлением Администрации МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики" постановлено провести публичные слушания по графику в следующих населенных пунктах: с Италмас ДД.ММ.ГГГГ в 17.30 в здании Администрации МО "Италмасовское" по адресу: "адрес", 17; д.Банное ДД.ММ.ГГГГ в 17.30 у здания ФАП д.Банное, "адрес"; д.Новокварсинское ДД.ММ.ГГГГ в 18.30 часов в здании сельского клуба д.Новокварсинсоке по адресу: д.Новокварсинское, "адрес"; поч.Вожойский ДД.ММ.ГГГГ в 17.30 час. у здания магазина по адресу: поч. Вожойский, "адрес"; поч.Успенский ДД.ММ.ГГГГ в 18.30 час. у жилого дома по адресу: поч.Успенский, "адрес".
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть затронуты в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 2, 5.1, 45 и 46).
В статье 5.1 ГрК РФ указаны требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения.
Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 7, 8).
В части 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; официальный сайт и (или) информационные системы; требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений названного Кодекса.
В муниципальном образовании "Италмасовское" действовало Положение об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования "Италмасовское" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно пункту 2.6 Положения оповещение о начале публичных слушаний осуществляется на информационных стендах оборудованных около здания, уполномоченного на проведение публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, иными способами, обеспечивающими доступ участников публичных слушаний к указанной информации.
В приведенных нормах отсутствует необходимость фото фиксации размещения оповещения о проведении публичных слушаний на информационных стендах.
Таким образом, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации, ни действовавшее на момент проведения публичных слушаний Положение об организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности МО "Италмасовское", утвержденное Решением Совета депутатов МО "Италмасовское" от ДД.ММ.ГГГГ N указанную обязанность не содержит, как и не содержит обязанность последующего хранения фотоматериала и определение сроков хранения таких фотоматериалов.
Материалами дела подтверждается и установлено судом первой инстанции, что публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики состоялись, об этом свидетельствуют :
- протокол публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ в здании Администрации МО "Италмасовское" по адресу: "адрес", 17);
- протокол публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ у здания ФАП д.Банное, по адресу: д.Банное, "адрес");
- протокол публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ в здании сельского клуба д.Новокварсинское по адресу: д.Новокварсинское, "адрес");
- протокол публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ у здания магазина в поч. Вожойский по адресу: поч.Вожойский, "адрес");
- протокол публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ у жилого дома в поч.Успенский по адресу: поч.Успенский, "адрес").
Оповещение о начале проведения публичных слушаний опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте МО "Италмасовское" в сети интернет; размещено на информационных стендах по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", 17.
Также материалами дела подтверждается, что оповещение о начале проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте МО "Италмасовское" в сети интернет; размещено на информационных стендах по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", 17.
Судебной коллегией установлено, что публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Италмасовское" "адрес" Удмуртской Республики состоялись и это подтверждается:
- протоколом публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ в здании Администрации МО "Италмасовское" по адресу: "адрес", 17);
- протоколом публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ у здания ФАП д.Банное, по адресу: д.Банное, "адрес");
- протоколом публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ в здании сельского клуба д.Новокварсинское по адресу: д.Новокварсинское, "адрес");
- протоколом публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ у здания магазина в поч. Вожойский по адресу: поч.Вожойский, "адрес");
- протоколом публичных слушаний N от ДД.ММ.ГГГГ (публичные слушания проводились ДД.ММ.ГГГГ у жилого дома в поч.Успенский по адресу: поч.Успенский, "адрес").
Приведенные доказательства свидетельствуют о том, что публичные слушания по проектам внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки были проведены с соблюдением действующего законодательства, регулирующему порядок их организации и проведения, а следовательно, Распоряжение N, принятое административным ответчиком в порядке самоконтроля не является законным, обоснованным, свидетельствует о произвольности изменения ранее принятых распоряжений N N-р и 6-р, так как основания, изложенные административным ответчиком, в качестве необходимости отмены ранее принятых нормативных правовых актов, в связи с их несоответствием нормам права, имеющим большую юридическую силу, не подтвердились.
Довод апелляционной жалобы Правительства Удмуртской Республики и апелляционного представления Прокуратуры Удмуртской Республики о том, что права административного истца не затрагиваются Распоряжением N-р, так как Общество не является субъектом отношений, связанных со строительством крематория, так как крематории не могут находиться в частной собственности, судебная коллегия отклоняет.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Решение о создании мест погребения (за исключением создания Федерального военного мемориального кладбища) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности государственные и муниципальные (статья 15 Закона N 8-ФЗ).
Частью 1 статьи 24Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, действительно, крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления, однако, в данном конкретном случае эти обстоятельства правового значения для данного дела не имеют.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от. ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Из приведенной нормы процессуального права и разъяснений по ее применению следует, что с административным иском об оспаривании нормативного правового акта могут обращаться, в том числе лица, в отношении которых применен оспариваемый акт, и им нарушаются права, свободы и законные интересы этого лица.
Такие обстоятельства усматриваются из материалов указанного дела.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ООО " ФИО12 обращалось в Администрацию муниципального образования " "адрес"" Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N в целях реализации инвестиционного социального проекта "Строительство и эксплуатация крематория".
В ответ на заявление ООО ФИО12" Администрация Муниципального образования " "адрес"" в письме от ДД.ММ.ГГГГ исходящий N указала, что поскольку Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Удмуртской Республики", Распоряжения Правительства Удмуртской Республики N-р и N-р признаны утратившими силу, земельный участок с кадастровым номером N на момент принятия решения о его предоставлении в аренду ООО " ФИО12 расположен в границах территории, отнесенной к зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем размещение объектов капитального строительства на данных землях недопустимо.
С учетом приведенных обстоятельств в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N в целях реализации инвестиционного социального проекта "Строительство и эксплуатация крематория" ООО " ФИО12" было отказано.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие Распоряжения N повлекло за собой правовые последствия для ООО " N", а именно, Обществу было отказано в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, несмотря на то, что в распоряжении Главы Удмуртской Республики N-РГ от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельного участка ООО " N" для реализации инвестиционного проекта", которое является действующим, в пункте 2 данного Распоряжения было прямо предложено ООО " N" обратиться в адрес Администрации муниципального образования " "адрес"" Удмуртской Республики для оформления договора аренды земельного участка в порядке, установленном законодательством. Кроме этого, в связи с отказом в предоставлении земельного участка, ООО " N" лишилось возможности реализовать инвестиционный проект "Строительство крематория".
Следовательно, применение оспариваемого Распоряжения N-р непосредственно в отношении административного истца, повлекло нарушение прав последнего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу положений ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ свидетельствует о наличии у ООО " ФИО12 права оспаривать указанный нормативно-правовой акт.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Удмуртской Республики о том, что вывод суда первой инстанции о нарушении порядка принятия Распоряжения N-р, выразившегося в нарушении статей 24 и 33 ГрК РФ, а именно в непроведении публичных слушаний заслуживают внимание, но не влекут отмену принятого решения.
По мнению судебной коллегии, в данном случае порядок и процедура принятия Распоряжения N-р об отмене Распоряжений N-р и N-р в порядке самоконтроля не регламентируется нормами градостроительного законодательства, поскольку главы 3 и 4 ГрК РФ не предусматривают процедуру отмены генерального плана и правил землепользования, в том числе и необходимость опубликования проекта такого решения и вынесения его на публичные слушания. Указанная правовая позиция прямо изложена в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-АПА19-5.
Довод апелляционной жалобы Правительства Удмуртской Республики и апелляционного представления Прокуратуры Удмуртской Республики о том, что решение о создании места погребения на земельном участке с кадастровым номером 18:08:027002:549 принято не было, в связи с чем правовых оснований для принятия Распоряжений N N-р и 6-р не было судебной коллегией во внимание не принимаются.
Частью 1 статьи 178 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Из приведенных норм процессуального законодательства следует, что решение суда по результатам рассмотрения административного иска об оспаривании нормативного правового акта принимается по заявленным требованиям, в частности по требованию о проверке конкретного оспариваемого нормативного правового акта, проверка на соответствие закону иных нормативных правовых актов, не указанных в административном иске, не производится.
В данном деле оспаривается Распоряжение N-р, Распоряжения N N-р и 6-р предметом данного дела не являются.
Более того, основанием для принятия Распоряжения N-р явилось одно обстоятельство - выявленные нарушения порядка организации и проведения публичных слушаний, предусмотренных статьями 5.1, 24, 28, 31 Градостроительного кодекса РФ в части обеспечения прав граждан на участие в публичных слушаниях. Указанное распоряжение было проверено судом на соответствие Градостроительному Кодексу Российской Федерации по указанному основанию, иные основания отсутствуют.
Распоряжения N N-р и 6-р на предмет их соответствия закону могут быть проверены судом в рамках самостоятельного административного дела.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики, апелляционное представление Прокуратуры Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.