Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Люмен-НН" о признании решения ГБУ НО "Кадастровая оценка" об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным, и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка", Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 19 декабря 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А. судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Люмен-НН" (далее по тексту - ООО "Люмен-НН", Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании решения ГБУ НО "Кадастровая оценка" "Номер" от 19.01.2022 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным, а также об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером "Номер" общей площадью 5099, 9 кв.м, расположенного по адресу: "Адреса" равной его рыночной стоимости в размере 51 027 992 рублей по состоянию на 25 ноября 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец ООО "Люмен-НН" указало, что является собственником вышеназванного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого, определенная ГБУ НО "Кадастровая оценка" на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 N 326-13-544129/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года", составляет для нежилого здания с кадастровым номером "Номер" - 93.973.001, 36 рублей.
Общество указывает, что владеет указанным нежилым зданием на праве собственности и, соответственно, является плательщиком налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, оно обратилось в ГБУ "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении рыночной стоимости.
По результатам рассмотрения указанного заявления, ГБУ "Кадастровая оценка" принято решение об отказе в его удовлетворении. Причины, послужившие основанием для отказа, изложены в оспариваемом решении.
Однако, истец, принимая во внимание аргументированную позицию оценщика ООО "Кадастровая оценка", считает причины отказа в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, необоснованными и формальными.
Заявленный размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости подтвержден отчетом об оценке N117/11-21 от 02.12.2021, выполненным независимым оценщиком "данные изъяты"
27.12.2021 ООО "Люмен-НН" обратилось к административному ответчику с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
19.01.2022, по результатам рассмотрения заявления Общества об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, ГБУ НО "Кадастровая оценка" было принято решение "Номер" об отказе в его удовлетворении.
Административные ответчики - Министерство имущественных и земельных отношений по Нижегородской области и ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" представили отзыв на административное исковое заявление ООО "Люмен-НН", в котором указали, что оспариваемое решение "Номер" от 19.01.2022 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной, принято в пределах компетенции Учреждения, в соответствии с утвержденной формой решения, требованиями к заполнению, к формату, подписано уполномоченным лицом, направлено заявителю в пределах установленного законом срока.
Указывают, что административным истцом не указано, какие именно нарушения законов и иных нормативных правовых актов допущены ГБУ НО "Кадастровая оценка" при принятии указанного решения, которые привели к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.
Также указывают, что оспариваемое решение не препятствует установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости при устранении выявленных нарушений законодательства об оценочной деятельности, допущенных при составлении отчета об оценке. Считают, что выявленные нарушения законодательства об оценочной деятельности и их устранение не требует судебной экспертизы.
Подробно описывая причины, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, также указали, что с заявленными требованиями не согласны. Просили в удовлетворении исковых требований отказать. Также указали, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с указанным заявлением.
Решением Нижегородского областного суда от 19 декабря 2022 года административное исковое заявление ООО "Люмен-НН" удовлетворено частично. Судом постановлено: Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером "Номер", общей площадью 5099, 9 кв.м, расположенного по адресу: "Адреса" равной его рыночной стоимости в размере 64.317.000 (шестьдесят четыре миллиона триста семнадцать тысяч) рублей по состоянию на 25 ноября 2021 года.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер", считать 27 декабря 2021 года.
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Люмен-НН" о признании решения ГБУ НО "Кадастровая оценка" "Номер" от 19.01.2022 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (объект недвижимости с кадастровым номером "Номер") незаконным - отказать.
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка", Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просит отменить решение Нижегородского областного суда в части удовлетворения требований административного истца и принять новое решение с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В обосновании доводов жалобы указал, что требование об установлении кадастровой стоимости не носит самостоятельного характера и, следовательно, суд первой инстанции не вправе был самостоятельно устанавливать рыночную стоимость объекта недвижимости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Нормой ч. 1 ст. 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Исходя из положений ч. 15 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ), заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (ч. 7 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (ст. 10 и 11 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ). Следовательно, при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (ч. 9 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06 августа 2020 года N П/0287 "Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме" утверждены форма уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению и требования к заполнению уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости и представляемых с ним документов в электронной форме; форма решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, требования к заполнению форм решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также требований к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной формате.
Согласно ч.ч. 10 - 13 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года N 253-р "О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка".
Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Функции и полномочия учредителя Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года N Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка".
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка", основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет в том числе следующие основные виды деятельности:
- определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
- определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
- рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
- иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;
- деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Люмен-НН" владеет на праве собственности объектом недвижимости: нежилым зданием с кадастровым номером "Номер", общей площадью 5099, 9 кв.м, расположенным по адресу: "Адреса"
Право собственности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 23.06.2022 (л.д.203-206 том 1).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 октября 2020 года N 326-13-544129/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 января 2020 и внесенные в ЕГРН, применяются с 01 января 2021 года.
Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 октября 2020 года N 326-13-544129/20, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 01 января 2020 года, составляет - 93.973.001, 36 рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объекта недвижимости).
Согласно отчету об оценке N117/11-21 от 02.12.2021, выполненному независимым оценщиком "данные изъяты" рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 25 ноября 2021 года, составила 51.027.992 рублей.
27 декабря 2021 года административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 51.027.992 рублей (л.д.16 том 1).
Решением ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 19 января 2022 года "Номер", в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер", в размере его рыночной стоимости было отказано.
Полагая данное решение ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" незаконным, нарушающим интересы административного истца, 30 мая 2022 года ООО "Люмен-НН" обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Обжалуя указанные решения административный истец исходил из того, что они являются незаконными и необоснованными, а отчет об оценке N 117/11-21 от 02.12.2021 года соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд первой инстанции верно исходил из того, что порядок принятия оспариваемых решений бюджетным учреждением был соблюден, содержание решения ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" "Номер" соответствует утвержденной форме.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии отчета об оценке N117/11-21 от 02.12.2021г. года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Проведение указанной экспертизы поручено эксперту "данные изъяты"
По результатам проведенной по делу судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N10/ЭЗ/2022 от 06 октября 2022 года, согласно которому отчет об оценке N117/11-21 от 02.12.2021г не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 25 ноября 2021 года составляет: нежилое здание с кадастровым номером "Номер", расположенное по адресу: "Адреса", равной его рыночной стоимости в размере 64 317 000 рублей.
Установив данные обстоятельства, суд правомерно констатировал правомерность принятия ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" решений об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований в данной части.
При этом суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования административного истца в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании заключения эксперта N10/ЭЗ/2022 от 06 октября 2022 года.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они подробно и должным образом, со ссылками на нормы права и материалы дела мотивированы в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Заключение эксперта составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, является ясным и полным, вывод эксперта не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Указанная в заключении эксперта информация не вводит кого-либо в заблуждение, не допускает неоднозначного толкования результатов оценки, а также в полной мере соответствует принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Оснований для назначения по данному делу повторной или дополнительной экспертизы не имелось.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оспаривая возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной без признания незаконными решений ГБУ НО "Кадастровая оценка" "Номер", от 19.01.2022 податели апелляционной жалобы указывают на то, что требование об установлении кадастровой стоимости разрешено судом как самостоятельное от основного требования об оспаривании решения Учреждения, в данном случае имеет место подмена судом полномочий учреждения, поскольку указанная судом в решении рыночная стоимость не являлась предметом внесудебного порядка.
Данный довод основан на неверном толковании закона.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, указал, что существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой
стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории регулируется главой 25 КАС РФ.
Несмотря на производный характер требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, его разрешение, исходя из положений пункта 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, не поставлено в зависимость от результатов разрешения основного требования административного истца об оспаривании решения бюджетного учреждения.
Иной подход к решению данного вопроса не соответствовал бы задачам административного судопроизводства, к числу которых КАС РФ относит защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ), принципу законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, который обеспечивается соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).
Более того, в соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, если административным истцом при обращении в суд заявлено производное требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, то вне зависимости от результатов рассмотрения основного требования об оспаривании решения бюджетного учреждения оно подлежит рассмотрению по существу с установлением рыночной стоимости в том размере, которой подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и может отличаться в ту или иную сторону от размера, указанного как в административном иске, так и в оспариваемом решении бюджетного учреждения.
Таким образом, несмотря на то, что в удовлетворении требований о признании незаконным решения Учреждения отказано, суд обоснованно установилкадастровую стоимость земельного участка равной рыночной на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка", Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.