г. Нижний Новгород 23 мая 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А, при секретаре Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, по частной жалобе акционерного общества "Тандер" на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года о назначении судебной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
АО "Тандер" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, 1 января 2015 года соответственно в размере 1 435 000 рублей, 136 113 250 рублей соответственно.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено "данные изъяты", обязанность по ее оплате возложена на акционерное общество "Тандер", на время проведения экспертизы производство по делу приостановлено.
В частной жалобе АО "Тандер" просит отменить определение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что эксперты "данные изъяты" не имеют квалификационный аттестат по направлению "оценка недвижимости" без чего проведение данной экспертизы невозможно. Кроме того, полагает, что законодательством не исключена возможность назначения судебной оценочной экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частями 1, 2, 6 статьи 77 КАС РФ предусмотрено, что в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. На время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.
Как разъяснено в пунктах 19, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 62 КАС РФ).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
Проанализировав приведенные положения КАС РФ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по их применению, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для назначения по делу судебной экспертизы.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Из материалов дела следует, что АО "Тандер" является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" а также земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 149 575 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани" по состоянию на 1 января 2013 года в размере 4 006 275 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" по состоянию на 1 января 2015 года в размере 218 307 704 рубля.
Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, АО "Тандер" обратилось в суд с требованиями об установлении их кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
В подтверждение своих доводов административный истец представил в суд первой инстанции отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО13
Реализуя бремя доказывания достоверности величины рыночной стоимости спорных земельных участков, предлагаемой к установлению в качестве их кадастровой стоимости, административный истец заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд первой инстанции нашел его заслуживающим внимания и пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку для определения рыночной стоимости земельных участков требуются специальные знания в области оценочной деятельности, то имеются основания для его удовлетворения и назначения по делу судебной экспертизы, с приостановлением производства по делу на период ее проведения.
Вопреки доводам частной жалобы основания для приостановления производства по делу на время проведения экспертизы, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 191 КАС РФ, в данном случае у суда первой инстанции имелись.
Доводы частной жалобы о том, эксперты "данные изъяты" не имеют квалификационный аттестат по направлению "оценка недвижимости" без чего проведение данной экспертизы невозможно, а также о том, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года N 3214-р не исключает возможности назначения судебной оценочной экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждениях, предметом проверки суда апелляционной инстанции являться не может.
В силу части 1 статьи 202 КАС РФ определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено настоящим Кодексом, либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.
Статьями 77, 78 КАС РФ возможность обжалования определения о назначении судебной экспертизы не предусмотрена.
Исходя из положений статей 115, 193 КАС РФ определение суда о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано лишь по вопросам, связанным с судебными расходами, а также в части приостановления производства по административному делу.
В части иных вопросов, которые сами по себе дальнейшего движения административного дела не исключают, в том числе применительно к вышеназванному доводу, возражения в отношении определения суда могут быть изложены при обжаловании итогового судебного акта.
Кроме того, согласно части 1 статьи 77 КАС РФ окончательный выбор эксперта для проведения экспертизы относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего дело.
Вместе с тем, если административный истец считает, что назначенный для проведения экспертизы эксперт не может участвовать в ее проведении, то он не лишен права в соответствии со статьей 33 КАС РФ заявить отвод эксперту по основаниям, изложенным в статье 31 КАС РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что оспариваемое определение вынесено в соответствии с законом и оснований для отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 мая 2023 года.
Судья Ю.А. Рогачёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.