Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В, при секретаре судебного заседания Кулиевой К.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года N246-0, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года N392, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 8 декабря 2021 года N161, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 16 декабря 2022 года N132, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 21 февраля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года N246-0 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость", зарегистрированным в Министерстве Юстиции Чувашской Республики 24.12.2019 рег.N5642 и опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru. 25.12.2019) и в газете "Вести Чувашии" N1 11.01.2020, определен Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года N392 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость", зарегистрированным Государственной службой Чувашской Республики по делам юстиции 25.12.2020 рег.N6628 и опубликованным на официальном интернет- портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru.28.12.2020) и в газете "Вести Чувашии" N1 15.01.2021, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 8 декабря 2021 года N161 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость", зарегистрированным Государственной службой Чувашской Республики по делам юстиции 17.12.2021 рег.N7365, и опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru.20.12.2021) и в газете "Вести Чувашии" N1, 14.01.2022, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 16 декабря 2022 года N192 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость", зарегистрированным Государственной службой Чувашской Республики по делам юстиции 20.12.2022 рег.N8261, и опубликованным в сетевом издании "право21.рф" 20.12.2022, на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru.21.12.2022) и в газете "Вести Чувашии" N51 30.12.2022, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Так, в пункт 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2020 год, в пункт 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2021 год, пункт 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2022 год, пункт 1970 раздела г. Чебоксары Перечня на 2023 год включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее по тексту также спорное здание, спорный объект недвижимости), в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как его кадастровая стоимость.
ФИО1, являясь собственником здания, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, и включение его в Перечни противоречит статье 378.2 НК РФ, а также нарушает ее права, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 21 февраля 2023 года административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признаны недействующими с момента принятия пункт 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2022 год, пункт 1970 раздела г. Чебоксары Перечня на 2023 год.
Оставлено без удовлетворения административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующими пункта 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2020 год, пункта 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2021 год.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики - интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru либо в республиканской газете "Вести Чувашии" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об изменении судебного акта в части отказа исковых требований и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на его незаконность.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что здание не соответствует установленным требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не является безусловно определённым в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, и прямо не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Также указывает, что само по себе наименование здания "столовая" не свидетельствует о возможности отнесения данного объекта к объектам торговли без оценки иных фактических обстоятельств, а обследование с целью установления вида его фактического использования перед принятием Перечней ответчиком не проводилось. При этом, содержание технической документации не позволяет определить нежилое здание как объект торговли, а представленные фотографии подтверждают, что здание в период на 2020, 2021 год не использовалось.
Участвующим в деле прокурором представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
В представленном суду апелляционной инстанции заявлении Заволжское территориальное управление администрации г. Чебоксары просит рассмотреть дело без их участия.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснение представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав новые доказательства: выписку из ЕГРН на здание, технический план на здание и ответ ППК "Роскадастр" в лице филиала по Чувашской Республике, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее также НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ (в редакции, действующей на момент принятия Перечней на 2020, 2021, 2022 годы) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами. В силу данного пункта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на недвижимое имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года N42 "Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Как следует из материалов дела, административному истцу на основании договора купли-продажи от 17 февраля 2016 г. принадлежит на праве собственности спорный объект недвижимости.
Спорное здание было включено в пункт 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2020 год, в пункт 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2021 год, пункт 53 раздела г. Чебоксары Перечня на 2022 год, пункт 1970 раздела г. Чебоксары Перечня на 2023 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативно-правовыми актами, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем ФИО1 обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года N422, Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года N343, Указа Главы Чувашской Республики от 6 февраля 2020 года N20, сделал верный вывод о том, что оспариваемые в части административным истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме, порядок принятия, опубликования и введения их в действие не нарушен.
Административным истцом компетенция на издание обжалуемых нормативных правовых актов не оспаривалась.
Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд первой инстанции указал, что административным ответчиком при включении принадлежащего административному истцу нежилого здания в оспариваемые административным истцом Перечни на 2019 и 2020 годы нарушений нормативно - правовых актов, имеющих большую юридическую силу не допущено, поскольку представленными доказательствами подтверждено, что данное здание предназначено для использования объекта общественного питания.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Так, в Чувашской Республике к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, отнесены (статья 18.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации"), в частности:
- в редакции на момент принятия Перечней на 2020 год и 2021 год:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
- в редакции на момент принятия Перечней на 2022 и 2023 годы:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции было установлено, а также материалами дела подтверждается, что на момент принятия Перечней на 2020, 2021 годы спорный объект недвижимости, находящийся у административного истца в собственности имеет назначение "нежилое", наименование "здание столовая", площадью 223, 7 кв.м, которая не соответствует требованию пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" к площади торгового центра.
На момент принятия Перечней на 2022, 2023 годы спорный объект недвижимости имеет назначение "нежилое", наименование "здание", площадью 283, 3 кв.м, которая увеличилась в 2021 году.
Согласно выписки из ЕГРН на здание (л.д.22-25), спорное здание расположено в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Учитывая, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, в соответствии со статьями 63, 306 КАС РФ, пунктами 24, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в порядке подготовки административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу и в целях правильного разрешения и рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции истребовал у филиала ППК "Роскадастр" по Чувашской Республике сведения о расположении здания в пределах земельных участков, об изменении площади спорного здания, а также техническую документацию на спорное здание. Поступившие от филиала ППК "Роскадастр" по Чувашской Республике выписка из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о земельных участках, на которых расположены спорное здание, и об изменении площади спорного здания, а также технический план на спорное здание, в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ судебная коллегия приобщила их к материалам дела и приняла в качестве доказательств, поскольку данные сведения необходимы для правильного разрешения настоящего административного дела.
Спорное здание на момент принятия оспариваемых нормативно-правовых актов было расположено в пределах двух земельных участков с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" и с кадастровым номером 21:01:040104:205 с видом разрешенного использования "для ведения лесного хозяйства". Земельный участок с кадастровым номером N находится в муниципальной собственности.
Согласно сообщению филиала ППК "Роскадастр" по Чувашской Республике от 26 мая 2023 г, поступившему в суд апелляционной инстанции и приобщенному к материалам дела, вид разрешенного использования земельных участков не менялся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Анализируя указанные виды разрешенного использования земельных участков, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N предусматривает размещение на нем объектов торговли (рынков, магазинов), объектов общественного питания, в данном случае - столовых, бытового обслуживания (мастерские мелкого ремонта, ателье, парикмахерские и др).
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 (действующий на момент постановки вышеуказанных земельных участков на кадастровый учет): земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и др.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N540, действующим до 04.04.2021 (в данное время действует Приказ Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии NП/0412 от 10 ноября 2020 года "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"), был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определялись виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вид разрешенного использования земельного участка "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (код 4.2) предусматривает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2, "Бытовое обслуживание" (код 3.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), "Общественное питание" (код 4.6.) предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), "Рынки" (код 4.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м, и размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка, "Магазины" (код 4.4) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
Вместе с этим, судебная коллегия, анализируя указанные виды разрешенного использования земельных участков, приходит к выводу о том, что они не подпадают под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего спорный объект недвижимости, не мог быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку виды разрешенного использования земельных участков прямо не предполагают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов, в связи с чем спорное здание по указанному основанию в Перечни включено быть не могло.
В связи с тем, что виды разрешенного использования земельных участков, на котором расположен объект недвижимости, не позволяет прийти к выводу о размещении на них объекта исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству, то административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости или сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Как установлено судом первой инстанции, на основании заявления административного истца от 25.10.2021 сведения о спорном объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости с наименованием "столовая" исключены 27.10.2021, и с указанной даты здание имеет наименование "здание", назначение "нежилое".
Вместе с тем, судебная коллегия вопреки выводами суда первой инстанции отмечает, что само по себе то обстоятельство, что в соответствии с указанными сведениями наименование здания на момент принятия Перечней на 2020 и 2021 годы указано как "здание столовая" о правомерности его включения в Перечни без учета содержащихся в экспликации назначения, разрешенного использования или наименования находящихся в нем помещений, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования либо без оценки иных фактических обстоятельств по делу свидетельствовать не может.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУП "Чуваштехинвентаризация" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики по состоянию на 8 марта 2008 года, на здание столовой, одноэтажное кирпичное здание (литер А) с одноэтажными кирпичными пристроями (литер А1, а2), сооружением (литер I), одноэтажным кирпичным строением (литер Б) имеет назначение - нежилое, общую площадь 254, 1 кв.м, в т.ч. площадь самого здания по литерам А, А1, а2 (без площади склада литер Б) 223, 7 кв.м.
Согласно экспликации к поэтажному плану, отраженному в техническом паспорте, здание состоит из помещений с назначением: "тамбур", "обеденный зал" (66, 40 кв.м + 33 кв.м), "моечная" (10, 10 кв.м +6, 20 кв.м), "вентиляционная", "кухня" (30, 50 кв.м), "кладовая", "овощной цех" (6, 60 кв.м), "холодильная камера" (5 кв.м), "коридор", "электрощитовая", "мясной цех" (4, 8 кв.м), "туалет", "умывальная", "склад". Основная площадь помещений предназначенных доя общественного питания составляет 180, 2 кв.м или 80, 55 % от общей площади спорного здания (223, 7 кв.м).
Как верно указано судом первой инстанции, под торговую деятельность общественного питания предназначено к использованию помещений площадью более 20% общей площади здания.
Суд первой инстанции, анализируя документы технического учета, пришел к верному выводу, что спорное здание по указанному основанию в правомерно включено в Перечни на 2020, 2021 годы.
Вместе с тем, как указано выше площадь спорного здания была изменена 21.01.2021 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 12.01.2021, поданного ФИО1, в подтверждение чего был представлен технический план от 20.01.2021, Согласно технического плана, составленного по состоянию на 20 января 2021 года, здание имеет назначение "нежилое", наименование - "Здание столовой" площадью 283, 3 кв.м. Экспликации к поэтажному плану с указанием наименования помещений технический план не содержит.
Следовательно, суд первой инстанции правильно указал, что спорное здание не могло быть включено в Перечни на 2022 и 2023 годы по основанию в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года N 343, который в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок осуществления мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 2.1. Порядка (в редакции на момент принятия Перечня на 2020, 2023 годы) учреждением осуществляются мероприятия по сбору сведений, информации и (или) документов, проведению выездного обследования и визуального осмотра объектов нежилого фонда, подготовке расчетов и оформлению документов для определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.
По делу достоверно установлено, что до принятия оспариваемых нормативных правовых актов мероприятия по обследованию спорного здания с целью определения вида его фактического использования на предмет включения в Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 года административным ответчиком не проводились.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что здание не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно не подлежало включению в Перечни на 2022 и 2023 годы.
Таким образом, выводы суда о частичном удовлетворении административных исковых требований являются верными.
Указание апеллянтом на то, что на момент принятия Перечней на 2020 и 2021 годы здание не использовалось в качестве торгового объекта с целью оказания услуг общественного питания, что следует из представленных фотографий, на которых отображен фасад здания, судебной коллегией отклоняется, поскольку не несут какой-либо информации о фактическом использовании или об отсутствии его использования.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.