Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова З.И. на вступившее в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 августа 2022 года, вынесенное в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела ? старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова З.И. N309/2022 от 3 июня 2022 года Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Министерство) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 августа 2022 года постановление должностного лица от 3 июня 2022 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник отдела - старший судебный пристав МОСП по ИОИП ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбаков З.И. просит решение судьи районного суда от 15 августа 2022 года отменить, ссылаясь на его незаконность.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче вышеуказанной жалобы, в представленных возражениях на жалобу просит жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, что на основании исполнительного листа ФС N 036854623, выданного 1 апреля 2022 года
Салаватским городским судом Республики Башкортостан, на вступивший 1 апреля 2022 года в законную силу судебный акт, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан 8 апреля 2022 года возбуждено исполнительное производство N 31158/22/02068-ИП в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесплатному своевременному и бесперебойному обеспечению медицинскими изделиями для непрерывного мониторирования гликемии ФИО1, 25.10.2004 года рождения в соответствии с медицинскими показаниями. Требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению - в течении суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производстваот 8 апреля 2022 года N 31158/22/02068-ИП получена должником 11 апреля 2022 года (л.д. 64).
Поскольку требования исполнительного документа, исполнены не были, судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства 20 апреля 2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 29 апреля 2022 года (л.д.66-67).
30 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - немедленно с момента получения постановления от 30 мая 2022 года (л.д.68).
В установленный срок требование исполнительного документа Министерством не исполнено.
По данному факту 31 мая 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в дальнейшем 3 июня 2022 года Министерство здравоохранения Республики Башкортостан привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа.
Принимая решение об отмене постановления должностного лица от 3 июня 2022 года, судья районного суда исходил из того, что после принятия Салаватским городским судом Республики Башкортостан решения от 1 апреля 2022 года о возложении обязанности по бесплатному своевременному и бесперебойному обеспечению медицинскими изделиями для непрерывного мониторирования гликемии ФИО1, 25.10.2004 года рождения в соответствии с медицинскими показаниями, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан были произведены действия по его исполнению.
19 марта 2021 года, 24 марта 2021 года, 7 декабря 2021 года, 22 февраля 2022 года, Министерство направило письма в Правительство Республики Башкортостан с просьбой о выделении дополнительного финансирования для обеспечения детей, страдающих сахарным диабетом, системой непрерывного мониторинга глюкозы (л.д. 17-20, 30-31, 40-42).
15 апреля и 19 мая 2021 года Министерством направлены письма в Министерство здравоохранения Российской Федерации о включении системы непрерывного мониторинга глюкозы и расходных материалов в перечень медицинских изделий, отпускаемых, по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, увеличения норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии, со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинским изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, увеличения объема субвенций на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в целях обеспечения детей, страдающих сахарным диабетом 1 типа, необходимыми медицинскими изделиями (л.д. 23-26).
20 мая 2021 года Министерство здравоохранения Республики Башкортостан адресовало письмо в Департамент социальной политики Аппарата Правительства Республики Башкортостан с просьбой, об инициировании обращения в Министерство здравоохранения Российской Федерации об определении источника финансирования для детей, страдающих сахарным диабетом, являющихся детьми инвалидами, системой непрерывного мониторинга глюкозы (л.д.27-29).
В письме ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" от 15 февраля 2022 года, с приложением к нему изложена информация о потребностях в системах непрерывного мониторирования глюкозы в Российской Федерации у детей и взрослых на период 2022 - 2024 годы, а также указан состав комплектов непрерывного мониторирования глюкозы с указанием частоты предоставления каждого медицинского изделия для включения в распоряжение Правительства Российской Федераций от 31 декабря 2018 года N 3053-р (л.д.35-39).
Как видно из материалов дела, ФИО1, 25.10.2004 года рождения, с 2012 года состоит на учете с диагнозом сахарный диабет I типа в ГБУЗ РБ городская больница г. Салават. Заключением врачебной комиссии ГБУЗ РБ городская больница г. Салават N 35 от 19 января 2022 года показано использование непрерывного мониторинга гликемии ребенка ФИО1 (л.д.88-89).
Как следует из протокола заочного заседания Экспертного совета по организации обеспечения льготной, категории граждан Республики Башкортостан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания на основании протоколов врачебных комиссий для осуществления индивидуальной закупки N 35 от 10 июня 2022 года, в строке "51" указана ФИО1, 25.10.2004 года рождения (л.д.112).
17 июня 2022 года Министерством направлено поручение в ГКУ Управление материально - технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан об осуществлении закупки медицинских изделий (сенсоров для мониторирования глюкозы и датчиков системы мониторинга глюкозы) в соответствии с протоколом от 10 июня 2022 года N 35 на сумму 9560128 рублей 22 копеек (л.д.108-115).
Согласно уведомлению N 113 от 13 мая 2022 года изменен лимит бюджетных обязательств распорядителей (получателей) средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. На приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях социального обеспечения выделено 100000000 рублей (л.д.144).
Как следует из писем ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 8 августа 2022 года, на национальной электронной площадке опубликованы извещения на проведение электронных аукционов по закупке датчиков системы чрезкожного мониторинга уровня глюкозы Free Style Libre и сенсоров, для мониторинга глюкозы Enlite. В результате проведения закупочных процедур 10 августа 2022 года заключен государственный контракт с ООО "Интелтрейд" (л.д. 116-143).
Проанализировав вышеприведенные обстоятельства, судьей районного суда сделан вывод, что при исполнении решения Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2022 года со стороны Министерства здравоохранения Республики Башкортостан не установлено допущение виновных просрочек в принятии действий и решений по обеспечению пациента ФИО1 медицинским изделием для проведения непрерывного мониторирования гликемии.
Из представленных доказательств, следует, что исполнение решения суда было начато еще до вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 8 апреля 2022 года о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, а производилось в соответствии с Законом о контрактной системе и соблюдением установленных ограничений в отношении лимитов бюджетных обязательств.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Министерством здравоохранения Республики Башкортостан приняты все зависящие от него меры для обеспечения ребенка - инвалида ФИО1 изделиями медицинского назначения. Доказательств иного в ходе производства по настоящему делу представлено не было.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Доводы жалобы должностного лица административного органа направлены на иную оценку представленных в дело доказательств, имеют целью установить вину Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в совершении вмененного в вину правонарушения и при этом не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального или процессуального права.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение - существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
В рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей районного суда допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
При таких обстоятельствах решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 августа 2022 года, вынесенное в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено быть не может.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 августа 2022 года, вынесенное в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова З.И. - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.