Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Белова В.И, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные соответственно 24 января 2023 года и 24 марта 2023 года кассационное представление прокурора Республики Марий Эл на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 ноября 2022 года, кассационную жалобу Осипова М.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда от 30 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 ноября 2022 года по административному делу N 2а-5367/2022 по административному исковому заявлению временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" об установлении административного надзора в отношении Осипова Михаила Викторовича.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационного представления и кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего кассационное представление подлежащим удовлетворению, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - административный истец, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Осипова М.В. (далее - административный ответчик).
В обоснование административного иска указано, что Осипов М.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктами "б" и "д" части 2 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктами "ж" и "к" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 3 статьи 69, статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на восемнадцать лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 марта 2019 года с учетом апелляционного постановления Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2019 года приговор Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 мая 2007 года изменен, наказание, назначенное Осипову М.В, смягчено с применением части 1 статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 июня 2009 года N 141-ФЗ, срок лишения свободы снижен до 16 лет 2 месяцев. Начало срока 23 октября 2006 года, конец срока 22 декабря 2022 года.
Осипов М.В. характеризуется отрицательно, допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые к нему неоднократно применялись меры взыскания вплоть до выдворения в штрафной изолятор. 22 ноября 2007 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. 18 мая 2011 года переведен на строгие условия отбывания наказания. С 7 мая 2008 года состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность, ранее состоял на профилактическом учете как лицо, склонное к совершению побега из мест лишения свободы. Осипов М.В. совершил преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Преступления, совершенные Осиповым М.В, представляют повышенную опасность для общества, совершены в состоянии алкогольного опьянения в ночное время.
Административный истец просил установить в отношении Осипова М.В. административный надзор сроком на 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения и административных ограничений в виде запрещения пребывания в учреждениях и организациях, чья уставная деятельность связана с образованием, обучением, воспитанием, развитием, отдыхом и оздоровлением, медицинским обеспечением, социальной защитой и социальным обслуживанием несовершеннолетних; обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания в местах общественного питания, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время, с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту жительства без разрешения органов внутренних дел.
Решением Йошкар-Олинского городского суда от 30 сентября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 ноября 2022 года решение суда первой инстанции изменено в части установления административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту жительства без разрешения органов внутренних дел, указано на установление административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы Шелангерского сельского поселения Звениговского района Республики Марий Эл, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поданном через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, с учетом произведенных впоследствии дополнений, прокурор Республики Марий Эл (далее - прокурор) просит изменить апелляционное определение в связи с допущенными судом апелляционной инстанции нарушениями норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, установить в отношении Осипова М.В. административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы, границ муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл; дополнить резолютивную часть апелляционного определения указанием на вычет из срока административного надзора, установленного в отношении Осипова М.В, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, срока, истекшего после отбытия им наказания.
В обосновании доводов кассационного представления указано, что в нарушении требований закона судом апелляционной инстанции при установлении Осипову М.В. административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы Шелангерского сельского поселения Звениговского района Республики Марий Эл не выяснены конкретные обстоятельства о возможности поднадзорному лицу отмечаться и регистрироваться в пределах границ Шелангерского сельского поселения Звениговского района Республики Марий Эл.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Осипов М.В, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, принять по делу новый судебный акт, которым уменьшить срок назначенного административного надзора до 3 лет, отменить административные ограничения.
В обосновании кассационной жалобы административным ответчиком указано, что его материальное положение не позволяет ему ездить три раза в месяц в орган внутренних дел в "адрес", находящийся в тридцати километрах от поселка Шелангер, кроме того на территории указанного муниципального образования затруднительно трудоустроиться.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных представления и жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационного представления и кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 мая 2007 года, оставленным без изменения кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2007 года, Осипов М.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "б", "д" части 2 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктами "ж", "к" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок восемнадцать лет.
Постановлением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 марта 2019 года с учетом апелляционного постановления Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2019 года, приговор Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 мая 2007 года в отношении Осипова М.В. изменен; смягчено окончательное наказание, назначенное Осипову М.В, на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений, предусмотренных пунктами "б", "д" части 2 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации и пунктами "ж", "к" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, путем частичного сложения наказаний до шестнадцати лет двух месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 мая 2007 года установлено, что указанные преступления, предусмотренные пунктами "б", "д" части 2 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации (преступления против половой неприкосновенности и половой свободы) и пунктами "ж", "к" части 2 статьи 105 УК РФ, совершены Осиповым М.В. в отношении несовершеннолетних лиц, в ночное время и в состоянии алкогольного опьянения.
Предусмотренное пунктами "ж", "к" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, за которое осужден Осипов М.В, относятся к категории особо тяжких преступлений, судимость за которое погашалась в соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Из представленной характеристики и справки о взысканиях и поощрениях (л.д. 42, 43-44) следует, что за период отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл Осипов М.В. имел 71 взыскание, 5 из которых не снято и не погашено на дату рассмотрения дела судом первой инстанции, 3 поощрения, а также с ним проведено 7 профилактических бесед. Осипов М.В. состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности. Трудоустроен в промышленной зоне непродолжительное время. Последний раз принят на работу 4 августа 2020 года на 0, 5 ставки швеёй, 13 мая 2021 года переведен на полную ставку. По работе в ЦТАЛ характеризуется неудовлетворительно. Вину в совершенном преступлении признает частично. Имеются взыскания за нарушения трудовой дисциплины. Социально полезные связи не утратил.
Удовлетворяя административные исковые требования ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, в связи с чем имеются основания для установления административного надзора в отношении него сроком на 8 лет. Установленные административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенных Осиповым М.В. преступлений, способствуют предупреждению совершения им иных преступлений и правонарушений.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл правильно согласилась с выводами суда в указанной части, указав на наличие безусловных оснований для установления в отношении Осипова М.В, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, административного надзора. Срок административного надзора определен судом правильно и отвечает положениям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре). Установленные судом административные ограничения являются необходимыми и обоснованными в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, определены с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, сведений о его поведении в период отбывания наказания, отношении к исполнению обязанностей и к труду, данных о его личности, и чрезмерными не являются.
Изменяя решение суда первой инстанции в части установления административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту жительства без разрешения органов внутренних дел, суд апелляционной инстанции обоснованно конкретизировал в резолютивной части административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы Шелангерского сельского поселения Звениговского района Республики Марий Эл, как того требует пункт 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции выводы судов первой и апелляционной инстанций находит правильными, а назначенный в отношении Осипова М.В. срок административного надзора - обоснованным. Круг административных ограничений определен судом в соответствии с требованиями Закона об административном надзоре и не является произвольным, судами учтены данные о поведении осужденного за весь период отбывания наказания, данные о его личности.
Доводы кассационного представления о том, что не выяснены конкретные обстоятельства о возможности поднадзорному лицу отмечаться и регистрироваться в пределах границ Шелангерского сельского поселения Звениговского района Республики Марий Эл, являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку согласно тексту административного искового заявления, заявлению Осипова М.В, имеющемуся в материалах личного дела осужденного (л.д. 131 ч. 2 т. 4), последним заявлено о намерении после освобождения выехать по вышеуказанному адресу. Намерение проживать в деревне Спартак по означенному адресу Осипов М.В. подтвердил и в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции, указанный населённый пункт расположен на территории Шелангерского сельского поселения (муниципального образования) Звениговского района Республики Марий Эл, что соответствует требованиям закона о том, что в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Довод кассационного представления об установление в отношении Осипова М.В. судом административного надзора без вычета срока, истекшего после отбытия наказания, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре, отклоняются судебной коллегией как не свидетельствующие о наличии оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов, поскольку нарушение, на которое указывает прокурор не привело к принятию неправильного судебного акта.
Действительно, в силу пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при определении продолжительности срока административного надзора в годах, месяцах, днях совершеннолетнему лицу, имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо лицу, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре), следует иметь в виду, что период, истекший после отбытия наказания указанным лицом до установления административного надзора, не включается в устанавливаемый судом срок административного надзора (пункт 3 части 1, часть 2 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 5 упомянутого Закона).
Вместе с тем, вопросы исполнения обжалуемого прокурором апелляционного определения могут быть разрешены судом в порядке производства, связанного с исполнением судебных постановлений.
Довод кассационной жалобы Осипова М.В. о том, что установленный судом срок административного надзора является чрезмерно суровым, в связи с чем подлежит уменьшению, является необоснованным и подлежит отклонению, поскольку данный срок установлен судом в силу прямого указания Закона об административном надзоре. Данная норма является императивной, то есть не предполагающей возможности выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, на срок меньший, чем установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, не допускается.
Доводы кассационной жалобы о том, что наказание, назначенное по приговору суда, он отбыл полностью, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела. При наличии предусмотренных законом оснований административный надзор устанавливается в обязательном порядке и не зависит от обстоятельств, на которые ссылается в жалобе её автор.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов и являться основанием для их отмены, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда от 30 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Республики Марий Эл, кассационную жалобу Осипова М.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 19 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.