Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 марта 2023 года кассационную жалобу Максумзянова М.Г. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года по административному делу N 2а-7635/2022 по административному исковому заявлению ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан к Максумзянову М.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Максумзянов М.Г. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога в связи с регистрацией за ним следующих объектов налогообложения:
жилой дом (кадастровый N), расположенный по адресу: "адрес";
земельный участок с кадастровым номером N;
транспортное средство КАМАЗ 53229С, государственный регистрационный знак N, VIN ХТС53229С12145232 (дата регистрации права 13 февраля 2018 года);
транспортное средство ВАЗ 211540, государственный регистрационный знак N, VIN ХТА211540В5018871;
транспортное средство XCMG QY25K5, государственный регистрационный знак N, VIN LXGCPA3167A009456;
прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу ЭО-3323, государственный регистрационный знак N
транспортное средство ВАЗ 21070, государственный регистрационный знак N, VIN XTA21070W1175607.
ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление: N 39615704 от 3 августа 2020 года с расчетом транспортного налога за 2017 - 2019 годы, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2019 год, подлежащих уплате в срок до 3 августа 2020 года.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в указанный срок налоговый орган направил Максумзянову М.Г. требование по уплате налогов и пени: N 115389 по состоянию на 11 декабря 2020 года, установлен срок исполнения до 12 января 2021 года.
Требование не было исполнено.
25 марта 2021 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 1 апреля 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ, который 24 декабря 2021 года отменен в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
16 июня 2022 года ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года, административное исковое заявление ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворено, с Максумзянова М.Г. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 10 459 руб.; недоимка по земельному налогу за 2019 год в размере 1 312 руб, пени за 2019 год в размере 1, 67 руб. за период с 2 декабря 2020 года по 10 декабря 2020 года; недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 950 руб, за 2018 год в размере 1 950 руб, за 2019 год в размере 42 479 руб, пени за 2017 год в размере 2, 49 руб. за период с 2 декабря 2020 года по 10 декабря 2020 года, за 2018 год в размере 2, 49 руб. за период с 2 декабря 2020 года по 10 декабря 2020 года, за 2019 год в размере 49, 71 руб. за период с 2 декабря 2020 года по 10 декабря 2020 года; государственная пошлина в размере 1 946, 19 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Максумзянов М.Г. в кассационной жалобе просит их отменить, производство по делу прекратить считая, что у него отсутствует обязанность по уплате налогов, налоговый орган не наделен полномочиями по взысканию недоимки.
От представителя ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
Положениями статей 363, 396, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности расчета недоимки, соблюдении порядка и сроков ее взыскания.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем доводы кассационной жалобы о том, административный ответчик не должен оплачивать налоги, а налоговый орган не вправе обращаться в суд за взысканием недоимки, несостоятельны.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Максумзянова М.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.