Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 21 марта 2023 года кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Багаутдинова И.Ф. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года по административному делу N 3а-297/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Багаутдинова И.Ф. к бюджетному учреждению Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности устранить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" (далее - БУ УР "ЦКО БТИ") Холмогоровой О.Л, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
на территории Удмуртской Республики кадастровая стоимость объектов недвижимости - помещений и объектов незавершенного строительства была определена по состоянию на 1 января 2018 года, результаты оценки утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 ноября 2018 года N 502 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений и объектов незавершенного строительства на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2018 года".
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 апреля 2017 года N 416-р "О создании бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено БУ УР "ЦКО БТИ".
Отчет об итогах государственной кадастровой оценки помещений, объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Удмуртской Республики, N 1-2018 от 3 ноября 2018 года (далее - отчет ГКО) был подготовлен в 2018 году. Основанием для проведения государственной кадастровой оценки послужило распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 8 ноября 2017 года N 1383-р "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018 - 2020 годах".
Объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером 18:26:059816:131 не был учтен в основном туре кадастровой оценки объектов недвижимости, проведенном 1 января 2018 года; кадастровая стоимость объекта в размере 22 774 995, 98 руб. определена по состоянию на 22 октября 2019 года в порядке дооценки и отражена в акте определения кадастровой стоимости N 859/2019 от 31 октября 2019 года БУ УР "ЦКО БТИ".
По результатам рассмотрения обращения правообладателя объекта недвижимого имущества 3 февраля 2022 года БУ УР "ЦКО БТИ" принято решение N 000105 об отказе в пересчете кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N.
Индивидуальный предприниматель Багаутдинов И.Ф. (далее - также ИП Багаутдинов И.Ф.) обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, принадлежащего ему на праве долевой собственности (доля в праве 370/1000), рассчитана БУ УР "ЦКО БТИ". Полагает, что БУ УР "ЦКО БТИ" при определении кадастровой стоимости помещения была допущена ошибка, которая существенно повлияла на ее размер, поскольку ранее вынесенными и вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Удмуртской Республики в отношении нескольких схожих по назначению нежилых помещений, расположенных в пределах единого объекта - нежилого здания (торгового центра "Старик Хоттабыч") выявлено несоответствие установленной кадастровой стоимости. Административный истец считает, что данные решения доказывают факт наличия ошибки, допущенной при расчете кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества.
ИП Багаутдинов И.Ф. просил признать незаконным решение БУ УР "ЦКО БТИ" от 3 февраля 2022 года N 000105 об отказе в пересчете кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 377, 1 кв.м, этаж: цоколь, 1, 2, 3, расположенного по адресу: "адрес" "адрес"; возложить на БУ УР "ЦКО БТИ" обязанность устранить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости указанного нежилого помещения.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами ИП Багаутдинов И.Ф. в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, ссылаясь на техническую документацию, что помещения имеют вспомогательное, а не торговое назначение, однако при расчете кадастровой стоимости к ним был применен тот же удельный показатель кадастровой стоимости, что и для торговых помещений.
От представителя БУ УР "ЦКО БТИ" в суд кассационной инстанции поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федерального закона N 237-ФЗ), в соответствии с частями 1, 14 статьи 21 которого, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; по итогам рассмотрения таких заявлений принимаются решения об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, либо об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке (пункт 1); описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункт 2).
Частью 13 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ установлено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории) (пункт 1); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 2).
Пунктом 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Указания), действующих в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в соответствии с настоящими Указаниями, не подлежат корректировке на вероятную величину доходов и расходов продавца, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом недвижимости (в том числе связанных с налоговыми обязательствами продавца, возникающими (либо которые могут возникнуть) в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом).
Датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость в соответствии с настоящими Указаниями, является 1 января года определения кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки, предусмотренного законодательством о государственной кадастровой оценке.
В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2019 года N 318 "Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы", для целей Указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.
В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Пунктом 1.3 Указаний предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, моделей массовой оценки должен быть обоснован.
Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что кадастровая стоимость спорного объекта оценки в размере 22 774 995, 93 руб. определена в соответствии с требованиями Федерального закона N 237-ФЗ и Указаний, ошибки, подлежащие исправлению в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ, не допущены.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
При расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N был применен сравнительный подход методом статистического (регрессионного) моделирования, основанного на построении статистической модели оценки. Названный объект обладает типовыми характеристиками для данной группы.
Способом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости являлась массовая оценка, применение методов которой в соответствии с главой 7 Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости.
Из выписки технического паспорта следует, что помещения (лестничные клетки, тамбуры, насосная, эл.щитовая, коридоров, бойлерная, вент.камера) общей площадью 282 кв.м расположены на экспликации в разделе торговые подсобные и только часть помещений, площадью 91 кв.м отнесены в прочие основные.
Объект недвижимости с кадастровым номером N расположен в здании с кадастровым номером N (торговый центр "Старик Хоттабыч"). Наименование объекта - нежилое помещение. Данное помещение носит вспомогательный характер - места общего пользования. Основное назначение здания ТЦ, ТРЦ, ТРК отдельностоящие магазины (здания и помещения), поэтому и вспомогательные помещения отнесены к этой группе.
При проведении государственной кадастровой оценки объект определен в сегмент "Предпринимательство". Расчет произведен по функциональной группе "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", подгруппа 0403 "ТЦ. ТРЦ. ТРК, отдельностоящие магазины (здания и помещения)".
Ссылка на решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической ошибки в отношении иного помещения с кадастровым номером N несостоятельна, поскольку в данном деле обжалуется отказ по объекту c кадастровым номером N.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не опросил специалиста, непосредственно осуществлявшего кадастровую оценку, не истребовал отчет ГКО, не может быть принят во внимание, поскольку все необходимые для правильного разрешения дела доказательства судом были оценены, оснований усомниться в правильности указанных выше выводах суда не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Багаутдинова И.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.