Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 марта 2023 года кассационную жалобу Ященко Д.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 сентября 2022 года по административному делу N 2а-3200/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области к Ященко Д.А. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, объяснения Ященко Д.А, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ященко Д.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога в связи с регистрацией за ним следующих объектов налогообложения:
1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" кадастровый номер N;
1/2 доли в праве общей долевой собственности на строение, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
1/2 доли в праве общей долевой собственности на строение, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
транспортное средство TOYOTA COROLLA государственный регистрационный знак N.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в адрес Ященко Д.А. направлены налоговые уведомления: N 60430129 от 23 августа 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год: в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 908 руб.; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 15 244 руб.; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 599 руб, а также транспортного налога за 2017 год в размере 4 079 руб.
N 52911124 от 25 июля 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год: в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 908 руб.; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 15 244 руб.; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 290 руб, а также транспортного налога за 2018 год в размере 4 079 руб.
Своевременно налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области направила в адрес административного ответчика требование N 91928 от 9 июля 2019 года об уплате пени в размере 1 123 руб, установлен срок исполнения до 5 ноября 2019 года.
Также направлено требование N 52249 от 30 января 2020 года об уплате транспортного налога в размере 4 079 руб. и пени в размере 49, 73 руб.; об уплате налога на имущество физических лиц в размере 19 582 руб. и пени в размере 238, 74 руб, установлен срок исполнения до 24 марта 2020 года.
Требования не были исполнены.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области 18 мая 2020 года мировым судьей судебного участка вынесен судебный приказ N 2а-2783/2020, который 17 августа 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями должника.
17 февраля 2021 года налоговый орган направил в суд настоящий административный иск.
Решением Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 1 июня 2021 года административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области удовлетворено частично, с Ященко Д.А. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 19 292 руб, пени в размере 235, 20 руб, недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 079 руб, пени в размере 49, 73 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 сентября 2022 года принят отказ Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от требований к Ященко Д.А. в части взыскания недоимки по налогу на имущество за 2018 год в размере 7 738 руб, пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 235, 20 руб. Решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 1 июня 2021 года в данной части отменено, производство по делу прекращено. Уточнив резолютивную часть решения суда, судом апелляционной инстанции указано о взыскании с Ященко Д.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 11 554 руб, недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 079 руб, пени по транспортному налогу в размере 49, 73 руб. Так же указано о взыскании государственной пошлины в размере 627, 31 руб.
Не согласившись с апелляционным определением, Ященко Д.А. в кассационной жалобе просит его отменить, оставить административный иск без рассмотрения. Указывает, что заявление об отказе от административных исковых требований в части связано с перерасчетом налога, в связи с чем налоговый орган обязан был направить в его адрес соответствующее налоговое уведомление. Поскольку такое налоговое уведомление в его адрес не направлялось, полагает процедура взыскания недоимки налоговым органом не соблюдена.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства - автомобили.
Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ященко Д.А. не исполнил обязанность по уплате налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Расчет пени произведен верно. Нарушений сроков обращения в суд с административным исковым заявлением суд не установил.
В суде апелляционной инстанции административным истцом подано заявление об отказе от требований в части в связи с поступлением из ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" сведений о стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, согласно которым за период с 24 июля 2013 года по 15 июня 2020 года она составляла 1 205 012, 80 руб. За 2018 год в отношении данного объекта недвижимости произведен перерасчет налога, его размер составил 10 555 руб. В этой связи исчисленный первоначально размер налога 18 293 руб. уменьшен на 7 738 руб. Также налоговым органом произведен перерасчет пени по налогу на имущество за 2018 год, в результате которого у налогового органа отпали основания для их взыскания в сумме 235, 20 руб. Налоговый орган настаивал на взыскании с Ященко Д.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 11 554 руб, недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 079 руб, пени в размере 49, 73 руб.
Суд апелляционной инстанции признал обоснованным арифметический расчет названной недоимки.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами. Доводы кассационной жалобы об обратном несостоятельны, поскольку не подтверждены доказательствами.
Ссылка в кассационной жалобе на пропуск срока обращения в суд несостоятельна.
Пунктами 1 и 3 статьи 363, пунктами 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что размер недоимки превысил сумму 3 000 руб. лишь 24 марта 2020 года, установленный законом срок обращения в суд налоговым органом соблюден.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении процедуры обращения в суд после перерасчета налога не может быть принят во внимание.
Как следует из содержания пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Поскольку ошибка (искажение) в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, установлена при рассмотрении административного иска судом, утверждение о том, что налоговый орган, в целях соблюдения процедуры взыскания недоимки, обязан был после осуществления перерасчета направить в адрес налогоплательщика соответствующее налоговое уведомление, не может быть принято во внимание, как основанное на неправильном толковании закона.
Апелляционным определением фактически изменен судебный акт суда первой инстанции в связи с принятием отказа от административного иска в части суда, резолютивная часть судебного акта изложена в иной редакции, поэтому без изменения может быть оставлено лишь апелляционное определение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ященко Д.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.