Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 17 марта 2023 года кассационную жалобу ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года по административному делу N 2а-5059/2022 по административному исковому заявлению Калика Д.А. к призывной комиссии городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан, военному комиссариату города Стерлитамак Республики Башкортостан о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан Ионовой Г.Х, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Калик Д.А. состоит на воинском учете с 30 января 2019 года.
6 июня 2022 года призывной комиссией городского округа Стерлитамак Республики Башкортостан в отношении Калика Д.А. принято решение о призыве на военную службу по категории "Б" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Калик Д.А. обратился в суд с названным административным иском, указывая, что в связи с имеющимися у него заболеваниями он должен быть освобожден от прохождения военной службы по призыву и признан ограниченно годным.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года, административное исковое заявление Калика Д.А. удовлетворено, признано незаконным и отменено заключение призывной комиссии городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан от 6 июня 2022 года, принятое в отношении него о призыве на военную службу, признании годным к военной службе. На призывную комиссию городского округа города Стерлитамак возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем принятия решения в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". С военного комиссариата Республики Башкортостан в пользу Калика Д.А. взысканы расходы за проведение военно-врачебной экспертизы в размере 53 000 руб, расходы за уплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан в кассационной жалобе просит их отменить. Указывает, что 30 мая 2022 года Калик Д.А. прошел медицинское освидетельствование, признан - "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Между тем, ООО "МЦ "Азимут" выдало заключение "В" - ограниченно годен к военной службе. При этом, исходя из материалов личного дела Калика Д.А, а также медицинских документов обследования и заключения, диагнозы, постановленные ООО "МЦ "Азимут", не находят своего подтверждения. Административным истцом заявлено об одном заболевании, а эксперты, определяя категорию годности, исходили из наличия у призывника другого заболевания, то есть имеются противоречия в диагнозах. В решении суда не указано, все ли эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указывает, что действие лицензии на медицинскую деятельность у ООО "МЦ "Азимут" прекращено.
Кроме того, считает ошибочным вывод судебных инстанций о взыскании судебных расходов с ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинский обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (пункт 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования
граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.
Приложением к указанному Положению являются требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу -1 графа.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства по делу, в том числе заключение военно-врачебной комиссии, выполненной ООО "МЦ "Азимут" N 7 от 16 августа 2022 года, согласно которому Калик Д.А. имеет ряд заболеваний, с учетом которых на основании пункта "В" статьи 65 Расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, признан "В" - ограниченно годен к военной службе, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о несогласии с экспертным заключением ООО "МЦ "Азимут" N 7 от 16 августа 2022 года является несостоятельным, поскольку указанное заключение в суде первой инстанции административным ответчиком не оспаривалось. Оценка представленным доказательствам дана по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений не установлено.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что действие лицензии на медицинскую деятельность у ООО "МЦ "Азимут" прекращено на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 декабря 2022 года N 12836-Д, не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке. В материалах дела имеются необходимые документы, подтверждающие полномочия названной организации на осуществление соответствующей деятельности. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам предусмотрен главой 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае недействительности представленных суд документов, податель жалобы вправе обратиться в суд с заявлением в установленном законом порядке.
Довод кассационной жалобы о том, что с ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан необоснованно взысканы судебные расходы с военного комиссариата несостоятелен и подлежит отклонению, поскольку федеральным законодателем обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию воинского учета и призыва на военную службу возложена на военные комиссариаты, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации. Призывные комиссии, хотя и не входят в организационную структуру военных комиссариатов, но финансируются ими и находятся в их ведении, поскольку обязанности по организации и осуществлению призыва, воинского учета возложены именно на военные комиссариаты.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них решения о призыве на военную службу либо иного предусмотренного законом решения.
Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704, установлено, что расходы, понесенные гражданами в связи с решением вопросов о призыве на военную службу, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Призыв граждан Российской Федерации на военную службу в Республике Башкортостан организует ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан через свои структурные подразделения, который на эти цели получает средства из федерального бюджета.
В силу пункта 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
То есть призывная комиссия не является постоянно действующим органом.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 103, частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В этой связи расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, обоснованно отнесены на ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан, финансируемое из средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.