Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 23 марта 2023 года кассационную жалобу Меркуловой И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 года по административному делу N 3а-181/2022 по административному исковому заявлению Меркуловой И.В. к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о признании нормативного акта в части недействующим.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Меркуловой И.В. - Никитина В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики N 392 от 24 декабря 2020 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ зарегистрирован в Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции 25 декабря 2020 года N 6628 и опубликован на официальном портале правовой информации (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики N 161 от 8 декабря 2021 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ зарегистрирован в Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции 17 декабря 2020 года N 7365 и опубликован на официальном портале правовой информации (далее - Перечень на 2022 год).
В пункт 1013 Перечня на 2021 год и в пункт 1000 Перечня на 2022 год включен объект недвижимого имущества - "иные строения" с кадастровым номером N обшей площадью 751 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Меркулова И.В. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2022 года требования Меркуловой И.В. удовлетворены, признан недействующим со дня принятия пункт 1013 раздела"город Чебоксары" и исключен из Перечня на 2021 год со дня его принятия объект недвижимости с кадастровым номером N; признан недействующим со дня принятия пункт 1000 раздела "город Чебоксары" и исключен из Перечня на 2022 год со дня его принятия объект недвижимости с кадастровым номером N; исключен из предварительного Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год объект недвижимости с кадастровым номером N. На Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики возложена обязанность в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу разместить сообщение о настоящем решении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале органов власти Чувашской Республики.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 года решение Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Меркуловой И.В. отказано в полном объеме.
Не согласившись с апелляционным определением, Меркулова И.В. в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что договоры аренды не доказывают, что помещения фактически используется для размещения торговых объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Полагает, что наименование помещений "склад" и "кладов.хлеба", содержащиеся в документах технического учета, не свидетельствует о наличии объекта торговли и предприятия общественного питания.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 названной статьи установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 18.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации":
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Кабинетом Министров Чувашской Республики органом исполнительной власти Чувашской Республики на соответствующий налоговый период (часть 2).
Согласно подпунктам 2, 3 п. 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года N 343, под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Под торговым объектом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенные специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к имуществу, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и (или) его предназначения и (или) вида его фактического использования.
Каждое из указанных критериев является самостоятельным основанием для включения спорного объекта недвижимости в соответствующий Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 782+/-6 м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для эксплуатации здания магазина" не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объекта исключительно в целях соответствующих положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку менее 20 процентов площади здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части обоснованности требований о признании недействующими пункта 1013 Перечня на 2021 год и пункта 1000 Перечня на 2022 год, поскольку в соответствии с документами технического учета (инвентаризации), техническим паспортом нежилого одноэтажного панельного здания (литера А) с подвалом (литера А1) и двумя тамбурами (литеры а1, а2) и временное сооружение (литера А2), в подвале нежилого здания магазина расположены помещения следующего назначения: "прихожая" площадью 8, 70 кв.м, 4 помещения с наименованием "склад" площадью: 34, 30 кв.м (N 2 поэтажного плана), 69, 00 кв.м (N 3 поэтажного плана), 41, 50 кв.м (N4 поэтажного плана), 66, 10 кв.м (N 6 поэтажного плана), "кладовая" площадью 5, 20 кв.м, "коридор" площадью 8, 20 кв.м, "торговый зал" площадью 25, 30 кв.м.
На 1 этаже нежилого здания магазина расположены помещения следующего назначения: 3 помещения с наименованием "тамбур", площадью: 4 кв.м (N 1 поэтажного плана), 2 кв.м (N 4 поэтажного плана), 2, 20 кв.м (N 15 поэтажного плана), "торговый зал", площадью 104, 80 кв.м, "склад", площадью 32, 0 кв.м, "душевая" площадью 1, 20 кв.м, "туалет", площадью 1, 30 кв.м, "умывальн", площадью 1, 70 кв.м, "бытовая", площадью 13, 20 кв.м, 2 помещения с наименованием "кабинет" площадью; 8, 40 кв.м (N 9 поэтажного плана), 5, 90 кв.м (N 11 поэтажного плана), "эл. щитовая", площадью 3, 50 кв.м, "коридор", площадью 56, 70 кв.м, "м
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.