Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 23 марта 2023 года кассационную жалобу Меркуловой И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 года по административному делу N 3а-181/2022 по административному исковому заявлению Меркуловой И.В. к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о признании нормативного акта в части недействующим.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Меркуловой И.В. - Никитина В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики N 392 от 24 декабря 2020 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ зарегистрирован в Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции 25 декабря 2020 года N 6628 и опубликован на официальном портале правовой информации (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики N 161 от 8 декабря 2021 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ зарегистрирован в Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции 17 декабря 2020 года N 7365 и опубликован на официальном портале правовой информации (далее - Перечень на 2022 год).
В пункт 1013 Перечня на 2021 год и в пункт 1000 Перечня на 2022 год включен объект недвижимого имущества - "иные строения" с кадастровым номером N обшей площадью 751 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Меркулова И.В. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2022 года требования Меркуловой И.В. удовлетворены, признан недействующим со дня принятия пункт 1013 раздела"город Чебоксары" и исключен из Перечня на 2021 год со дня его принятия объект недвижимости с кадастровым номером N; признан недействующим со дня принятия пункт 1000 раздела "город Чебоксары" и исключен из Перечня на 2022 год со дня его принятия объект недвижимости с кадастровым номером N; исключен из предварительного Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год объект недвижимости с кадастровым номером N. На Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики возложена обязанность в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу разместить сообщение о настоящем решении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале органов власти Чувашской Республики.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 года решение Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Меркуловой И.В. отказано в полном объеме.
Не согласившись с апелляционным определением, Меркулова И.В. в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что договоры аренды не доказывают, что помещения фактически используется для размещения торговых объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Полагает, что наименование помещений "склад" и "кладов.хлеба", содержащиеся в документах технического учета, не свидетельствует о наличии объекта торговли и предприятия общественного питания.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 названной статьи установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 18.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации":
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Кабинетом Министров Чувашской Республики органом исполнительной власти Чувашской Республики на соответствующий налоговый период (часть 2).
Согласно подпунктам 2, 3 п. 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года N 343, под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Под торговым объектом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенные специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к имуществу, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и (или) его предназначения и (или) вида его фактического использования.
Каждое из указанных критериев является самостоятельным основанием для включения спорного объекта недвижимости в соответствующий Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 782+/-6 м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для эксплуатации здания магазина" не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объекта исключительно в целях соответствующих положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку менее 20 процентов площади здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части обоснованности требований о признании недействующими пункта 1013 Перечня на 2021 год и пункта 1000 Перечня на 2022 год, поскольку в соответствии с документами технического учета (инвентаризации), техническим паспортом нежилого одноэтажного панельного здания (литера А) с подвалом (литера А1) и двумя тамбурами (литеры а1, а2) и временное сооружение (литера А2), в подвале нежилого здания магазина расположены помещения следующего назначения: "прихожая" площадью 8, 70 кв.м, 4 помещения с наименованием "склад" площадью: 34, 30 кв.м (N 2 поэтажного плана), 69, 00 кв.м (N 3 поэтажного плана), 41, 50 кв.м (N4 поэтажного плана), 66, 10 кв.м (N 6 поэтажного плана), "кладовая" площадью 5, 20 кв.м, "коридор" площадью 8, 20 кв.м, "торговый зал" площадью 25, 30 кв.м.
На 1 этаже нежилого здания магазина расположены помещения следующего назначения: 3 помещения с наименованием "тамбур", площадью: 4 кв.м (N 1 поэтажного плана), 2 кв.м (N 4 поэтажного плана), 2, 20 кв.м (N 15 поэтажного плана), "торговый зал", площадью 104, 80 кв.м, "склад", площадью 32, 0 кв.м, "душевая" площадью 1, 20 кв.м, "туалет", площадью 1, 30 кв.м, "умывальн", площадью 1, 70 кв.м, "бытовая", площадью 13, 20 кв.м, 2 помещения с наименованием "кабинет" площадью; 8, 40 кв.м (N 9 поэтажного плана), 5, 90 кв.м (N 11 поэтажного плана), "эл. щитовая", площадью 3, 50 кв.м, "коридор", площадью 56, 70 кв.м, "моечная", площадью 7, 00 кв.м, "инвентарная", площадью 4, 20 кв.м, "кладов.хлеба", площадью 12, 50 кв.м, "разгрузочная", площадью 69, 20 кв.м, 2 помещения с наименованием "кладовая", площадью: 4, 80 кв.м (N 18 поэтажного плана), 12, 00 кв.м (N 19 поэтажного плана).
Исходя из того, что общая площадь спорного здания - 751 кв.м, а общая площадь помещений с назначением, предусматривающим размещение торговых объектов, а именно: "торговый зал" в подвале здания площадью 25, 30 кв.м, а также "склад", площадью 66, 10 кв.м (N 6 поэтажного плана подвала), "торговый зал", расположенный на 1 этаже нежилого здания магазина, площадью 104, 80 кв.м, а также "кладов.хлеба", площадью 12, 50 кв.м (N 16 поэтажного плана 1 этажа) и "склад" (N 3 поэтажного плана 1 этажа), площадью 32, 0 кв.м, составляет 240, 7 кв.м, что более 20 процентов от общей площади спорного объекта недвижимости, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о достаточности оснований для включения объекта с кадастровым номером N в Перечень на 2020 год. Техническая документация на объект недвижимости с кадастровым номером N подтверждает наличие более 20 процентов общей площади помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Межгосударственный стандарт "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенный в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 года N 191-ст в пункте 3 определяет понятие предприятия общественного питания (предприятие питания) как объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
При этом зал предприятия общественного питания (зал обслуживания)- специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. В площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п, недоступных для потребителей (пункт 16).
Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 41).
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект определяет, как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2).
Таким же образом раскрывается содержание понятия торгового объекта в Национальном стандарте ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст, который по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различает стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты (пункт 14) и относит магазин к стационарному торговому объекту, предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38).
Также судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в материалы дела административным истцом представлены договоры аренды части нежилого помещения, заключенные между истцом и ООО "Первая пекарня":
от 10 ноября 2020 года об использовании части нежилого здания общей площадью 293, 5 кв.м, на первом этаже, сроком на 11 месяцев, с целью размещения в нем кафе-кондитерской и при необходимости оказания услуг в рамках данной деятельности. Предоставляемая в аренду площадь составляет 39, 08 процентов от общей площади здания.
от 10 октября 2021 года об использовании части нежилого здания общей площадью 257, 24 кв.м, сроком на 11 месяцев с момента подписания, с целью размещения в нем кафе-кондитерской и при необходимости оказания услуг в рамках данной деятельности. Предоставляемая в аренду площадь составляет 34, 25 процентов от общей площади здания.
от 18 мая 2022 года об использовании части нежилого здания общей площадью 257, 24 кв.м, сроком на 11 месяцев с целью размещения в нем кафе-кондитерской и при необходимости оказания услуг в рамках данной деятельности. Предоставляемая в аренду площадь составляет 34, 25 процентов от общей площади здания.
Также между истцом и ИП Семеновой И.А. заключены договоры аренды части нежилого помещения:
от 1 октября 2021 года об использовании части нежилого здания общей площадью 36, 26 кв.м, сроком на 11 месяцев с целью размещения в нем кафе-кондитерской и при необходимости оказания услуг в рамках данной деятельности. Предоставляемая в аренду площадь составляет 4, 8 процентов от общей площади здания.
от 18 мая 2022 года об использовании части нежилого здания общей площадью 36, 26 кв.м, сроком на 11 месяцев с целью размещения в нем кафе-кондитерской и при необходимости оказания услуг в рамках данной деятельности. Предоставляемая в аренду площадь составляет 4, 8 процентов от общей площади здания.
Также принято во внимание разрешенное использование земельного участка - "для эксплуатации здания магазина".
В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности включения помещения в названные Перечни.
Данный вывод является правильным.
Представленная совокупность доказательств подтверждает несостоятельность доводов административного истца, в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут являть основанием для отмены апелляционного определения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Меркуловой И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 12 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.