Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Белова В.И, Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 23 марта 2023 года кассационную жалобу Курандина А.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2022 года, с учетом определения от 20 февраля 2023 года об исправлении описки, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Марий Эл от 17 января 2023 года по административному делу N 2а-4750/2022 по административному исковому заявлению УФНС по Республике Марий Эл к Курандину А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения Курандина А.А, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения представителей УФСИН по Республике Марий Эл Симоловой О.В, Коноваловой Г.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курандин А.А. в период с 18 ноября 2011 года по 24 мая 2021 года являлся индивидуальным предпринимателем и налоговым агентом, имел трудоустроенных работников, в связи с чем являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Курандин А.А. не уплатил в установленный срок налог на доходы физических лиц, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование за 2018 год.
21 февраля 2019 года Курандин А.А. представил в налоговый орган расчет по страховым взносам за календарный 2018 год.
5 марта 2019 года налоговый орган уведомил Курандина А.А. об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе, о том, что расчет считается непредставленным по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации.
21 мая 2021 года Курандиным А.А. повторно представлен расчет по страховым взносам за календарный 2018 год. Однако исчисленные суммы страховых взносов им не уплачены.
На основании представленных Курандиным А.А. расчетов по страховым взносам за календарный 2018 год налоговым органом проведена камеральная проверка, по результатам которой административный ответчик решением налогового органа N 1812 от 30 июля 2019 года привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налогу с назначением штрафа в размере 130 руб. Решение налогового органа Курандиным А.А. не оспорено.
На основании решения налогового органа N 1812 от 30 июля 2019 года Курандину А.А. выставлено требование N 85248 об уплате штрафа в размере 130 руб, установлен срок исполнения до 16 октября 2019 года.
Свою обязанность по оплате штрафа налогоплательщик не исполнил.
Ввиду неисполнения в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2018 год налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование от 17 июня 2021 года N 5619 об уплате задолженности в размере 9674, 75 руб, пени в размере 1789, 45 руб, установлен срок исполнения до 23 ноября 2021 года, которое налогоплательщиком в добровольном порядке исполнено не было.
На основании заявления налогового органа 7 февраля 2022 года мировым судьей судебного участка вынесен судебный приказ N 2а-488/2022, который 22 февраля 2022 года отменен в связи с поступившими возражениями должника.
4 августа 2022 года налоговый орган обратился в суд настоящим административным иском.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2022 года, с учетом определения от 20 февраля 2023 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Марий Эл от 17 января 2023 года, административное исковое заявление УФНС по Республике Марий Эл удовлетворено, с Курандина А.А. взыскана задолженность в размере 11 594, 20 руб, состоящая из:
штрафа по налогу на доходы физических лиц за 4 квартал 2018 года в размере 130 руб.;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по сроку уплаты 15 ноября 2018 года в размере 1 650 руб. и пени, начисленных за период с 16 ноября 2018 года по 16 июня 2021 года в размере 309, 72 руб.;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по сроку уплаты 17 декабря 2018 года в размере 1 650 руб. и пени, начисленных за период с 18 декабря по 16 июня 2021 года в размере 296, 50 руб.;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 1650 руб. по сроку уплаты 15 января 2019 года и пени, начисленных за период с 16 января 2019 года по 16 июня 2021 года в размере 284, 14 руб.;
страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год по сроку уплаты 15 ноября 2018 года в размере 382, 50 руб. и пени по страховым взносам в размере 71, 80 руб, начисленных за период с 16 ноября 2018 года по 16 июня 2021 года;
страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год по сроку уплаты 17 декабря 2018 года за 2018 год в размере 382, 50 руб. и пени в размере 68, 75 руб, начисленных за период с 18 декабря 2018 года по 16 июня 2021 года;
страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год по сроку уплаты 15 января 2019 года в размере 382, 50 руб. и пени, начисленных за период с 16 января 2019 года по 16 июня 2021 года в размере 65, 88 руб.;
страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2018 год в размере 3577, 25 руб. по сроку уплаты 15 ноября 2018 года и пени, начисленных за период с 16 ноября 2018 года по 16 июня 2021 года в размере 692, 66 руб.
Также взыскана государственная пошлина в размере 463, 77 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Курандин А.А. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что у него имелась переплата за иные налоговые периоды, а также на пропуск налоговым органом предусмотренного шестимесячного срока для обращения в суд с требованием об уплате задолженности.
От представителя УФНС по Республике Марий Эл поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу подпункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (пункт 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность плательщиков, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, представлять расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, которыми в соответствии со статьей 423 Налогового кодекса Российской Федерации признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лип, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.
В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата преставления расчета, признанного первоначально не представленным.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности расчета недоимки, соблюдении порядка и сроков ее взыскания.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Вопреки доводам кассационной жалобы, расчет штрафа по налогу на доходы физических лиц определен вступившим в законную силу решением налогового органа, расчеты по страховым взносам соответствуют требованиям статьям 430, 431 Налогового кодекса Российской Федерации, расчет пени, начисленных на недоимку по указанным страховым взносам, требованиям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации также не противоречит.
Довод о пропуске срока обращения в суд несостоятелен.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Суды обоснованно исходили из даты повторного представления декларации за 2018 год. Ссылка на первоначальную декларацию за 2018 год не может быть принята во внимание. Решение о ее непринятии административным ответчикам не оспаривалось.
Несостоятельна ссылка Курандина А.А. в кассационной жалобе на акт сверки от 20 сентября 2020 года и наличие переплаты по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В данном случае необходимо учитывать, что акт сверки был составлен до представления уточненных сведений о расчете сумм по страховым взносам и начислений, указанных в требовании N 5619 от 17 июня 2021 года. Сведений о наличии переплаты материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2022 года, с учетом определения от 20 февраля 2023 года об исправлении описки, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Марий Эл от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Курандина А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.