Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 апреля 2023 года кассационную жалобу финансового управления администрации города Оренбурга на решение Оренбургского областного суда от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2023 года по административному делу N 3а-975/2022 по административному исковому заявлению Бабасова С.ВЮ о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бабасов С.В. обратился в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 99 749, 72 руб.
В обоснование требований указывал, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 7 октября 2020 года на администрацию города Оренбурга возложена обязанность предоставить ему по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счет расходных средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели. 24 декабря 2020 года возбуждено исполнительное производство, однако решение суда не исполнено. В результате бездействия должностных лиц нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Оренбургского областного суда от 12 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2023 года, административный иск удовлетворен частично, постановлено взыскать с муниципального образования "город Оренбург" в лице финансового управления администрации города Оренбурга за счет бюджета муниципального образования "город Оренбург" в пользу Бабасова С.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб. и судебные расходы в размере 300 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель финансового управления администрации города Оренбурга в кассационной жалобе просит их отменить, вынести новое решение о взыскании компенсации за счет средств Министерства финансов Оренбургской области. Указывает, что исполнение судебного решения о предоставлении жилья детям-сиротам зависело от финансирования, так как администрация в соответствии с решением суда была обязана предоставить Бабасову С.В. жилое помещение за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, следовательно, субъектами исполнения решения суда является не только администрация города Оренбурга, но и Министерство финансов Оренбургской области. Администрацией города были предоставлены документы, подтверждающие использование в полном объеме выделенных из областного бюджета сумм на приобретение квартир.
Кроме того, администрация неоднократно обращалась в Правительство Оренбургской области с целью выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, за счет внутренних резервов были выделены денежные средства на приобретение дополнительных метров, ежеквартально направлялась информация о потребности по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан. Вместе с тем не было предоставлено сведений об эффективных действиях и использовании всех имеющихся ресурсов для исполнения решения суда финансовым органом Оренбургской области. Судами не дана оценка и факту освобождения администрации города Оренбурга от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству.
От представителя Министерства финансов Оренбургской области поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлено, что размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям, данным судам постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 55).
Судебные инстанции правомерно исходили из тех обстоятельств, что Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан и по предоставлению жилищного сертификата Оренбургской области" государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений переданы органам местного самоуправления, решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 29 мая 2019 года обязанность по предоставлению заявителю жилого помещения возложена на орган местного самоуправления - администрацию города Оренбурга, должником по исполнительному производству, возбужденному Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области, является администрация города Оренбурга.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, в ходе подробного исследования доказательств, представленных по настоящему делу, установил, что действия администрации города Оренбурга, на которую возложена обязанность по исполнению судебного решения, не были достаточными и эффективными, в связи с чем признал за Бабасовым С.В. право на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, приняв во внимание положения вышеназванного закона и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, которыми не предусмотрена зависимость присуждения компенсации от вопросов финансирования.
Ввиду вышеизложенного доводы кассационной жалобы, которые фактически сводятся к исключению обязанности администрации города Оренбурга по выплате компенсации, не могут быть признаны обоснованными.
Судебное разбирательство по делу проведено объективно, с выяснением всех юридически значимых для разрешения спора обстоятельств. Судебные акты в оспариваемой части отвечают нормам материального права и требованиям административного процессуального законодательства.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку, на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского областного суда от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управления администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.