Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 6 апреля 2023 года кассационную жалобу Пархейкина Михаила Николаевича на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года по административному делу N 3а-185/2022 по административному исковому заявлению Пархейкина Михаила Николаевича к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим в части нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку посредством видеоконференц-связи объяснения Пархейкина М.Н, представителя Пархейкина М.Н. - Медведева В.В, заключение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 2006 года N 228 "О нормативах потребления газа населением Чувашской Республики при отсутствии приборов учёта газа", утверждены:
- нормативы потребления газа населением Чувашской Республики, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов, при отсутствии приборов учета газа (приложение N 1);
- нормативы потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, при отсутствии приборов учета газа (приложение N 2);
- нормативы потребления газа, используемого населением на нужды личного подсобного хозяйства, при отсутствии приборов учета газа (приложение N 3) (далее - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 2006 года N 228).
Постановление опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" httр://www/сар.ru 15 сентября 2006 года, в газете "Вести Чувашии" 16 сентября 2006 года N 90-91, в "Собрании законодательства ЧР" N 9 ст. 575.
Пархейкин М.Н. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики.
В обоснование требований административным истцом указано на противоречие утвержденного норматива правилам расчёта, предусмотренным Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, в соответствии с которыми норматив потребления газа населением не может быть выше 8, 4 м?.
Административный истец просил признать недействующим с момента опубликования абзац 1 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 2006 года N 228 в части утверждения нормативов потребления газа населением Чувашской Республики, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов, при отсутствии приборов учета газа (приложение N 1).
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Пархейкина М.Н. отказано.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, просит принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление в полном объёме.
В обоснование поданной кассационной жалобы её автор, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов о законности оспариваемого постановления Кабинета Министров Чувашской Республики. Считает, что судами не проверено, каким методом при установлении нормативов потребления коммунальных услуг производился расчёт норматива потребления газа на приготовление пищи в Чувашской Республики и каким решением это подтверждается.
В судебном заседании Пархейкин М.Н. и его представитель Медведев В.В. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объёме.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленного законом порядка его принятия и опубликования, соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и отсутствия нарушения прав административного истца.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов, как основанными на применимых нормах материального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
В силу требований статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373.
В соответствии с указанным порядком нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
В соответствии со статьёй 1 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года N 13 "О кабинете Министров Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Применяя руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации к разрешению данного административного спора, суды пришли к правильным выводам о принятии оспариваемого нормативного правового акта компетентным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленной законом процедуры.
В данной части законность судебных актов в кассационной жалобе под сомнение не ставится, в связи с чем, исходя из положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к предмету проверки суда кассационной инстанции отнесены быть не могут.
Отклоняя доводы административного истца о том, что утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом норматив потребления газа противоречит правилам расчёта, предусмотренным Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83, суды исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 утверждён Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (далее - Порядок).
Нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83 (далее - методика расчета) и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению (пункт 1, 3 Порядка).
Таким образом, нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа согласно приложению к Постановлению, которым определены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа по основным направлениям его использования (приготовление пищи и нагрев воды, отопление жилых помещений), определяющие минимальный объём газа, необходимый для жизнедеятельности граждан с учётом природно-климатических и других особенностей регионов.
В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373, для Чувашской Республики норма потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов (для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения), определена 12 куб. м/чел.
Как верно констатировали судебные инстанции, абзацем 1 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 2006 года N 228 утверждена норма потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов при отсутствии приборов учёта в квартире, оборудованной газовой плитой при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения, которая составила 12 куб. м/чел, что является минимально допустимой нормой, установленной Правительством Российской Федерации.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием применительно к рассматриваемому административному делу, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суды обоснованно исходили из того, что по существу позиция административного истца сводится к несогласию с установленными Правительством Российской Федерации минимально допустимыми нормами потребления газа населением, при том, что указанное постановление Правительства Российской Федерации недействующим не признано.
Отвергая доводы административного истца, суды обоснованно отметили, что оспариваемые положения нормативного правового акта не свидетельствуют о нарушении прав административного истца.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций правовых оснований для удовлетворения административного иска Пархейкина М.Н. не имелось.
Учитывая, что судами ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах решение и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пархейкина Михаила Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.