Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Шабанова С.Г.
судей Подгорновой О.С, Речич Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" - ФИО13 на решение Высокогорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу N по иску акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" к ФИО14 ФИО15 о взыскании в солидарном порядке задолженности и неустойки, встречному исковому заявлению ФИО16 к акционерному обществу "Высокогорские коммунальные сети" о признании недействительным акта осмотра от 25 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шабанова С.Г, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Акционерное общество "Высокогорские коммунальные сети" обратилось в суд с иском к ФИО17 и ФИО18 о взыскании в солидарном порядке задолженности за услуги водоснабжения в размере "данные изъяты", и неустойки в размере "данные изъяты" руб, судебных расходов, мотивируя тем, что истец является гарантирующей ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей услуги водоснабжения на территории Березкинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Между истцом и ответчиком ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года был заключен договор холодного водоснабжения объекта по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками истца проведен осмотр технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, снятие показаний индивидуального прибора учета в отношении объекта ответчика по адресу: "адрес"
По результатам проверки был составлен акт осмотра о выявлении самовольного пользовании ответчиком централизованной системой холодного водоснабжения (врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета), несанкционированное вмешательство в работу прибора учета (узла учета) воды (срыв пломбы N).
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ответчика нарушения, выявленные в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ, устранены посредством ввода в эксплуатацию прибора учета N и установки контрольных пломб.
Ответчику направлены претензии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с требованием произвести оплату долга, возникшего в результате самовольного пользования централизованной системой холодного водоснабжения.
Расчет задолженности произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета) по ДД.ММ.ГГГГ (повторная опломбировка прибора учета) с применением повышающего коэффициента 10.
При диаметре трубы 32 мм пропускная способность составляет 3, 48 м3/час.
"данные изъяты" (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = "данные изъяты" (тариф) = "данные изъяты"
На ДД.ММ.ГГГГ сумма неустойки составляет "данные изъяты"
Ответчик ФИО20 заявил встречный иск о признании акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, мотивируя тем, что обследование систем водопровода было проведено без надлежащего извещения, представителями АО "Высокогорские коммунальные сети", действующими без полномочий и соответствующих документов.
В акте осмотра указано на подключение к централизованной системе водоснабжения трубы диаметром 32 мм, при том, что установлена труба диаметром 15 мм.
В акте осмотра отсутствует указание о вручении одного экземпляра акта абоненту, не указано место несанкционированного подключения.
Решением Высокогорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ г, исковое заявление акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" к ФИО21 удовлетворены частично.
Судом постановлено: Взыскать с ФИО22 (паспорт серии N) в пользу акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" (N, ОГРН N): задолженность за услуги водоснабжения в размере "данные изъяты" ("данные изъяты") "данные изъяты"; проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассчитанные на сумму задолженности "данные изъяты" "данные изъяты", за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассчитанные на сумму задолженности 7 "данные изъяты", за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента фактического исполнения ответчиком обязательства по погашению указанной задолженности.
В остальной части иска акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" к ФИО23 отказать.
В удовлетворении искового заявления акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" к Аминовой Ляйле Салихзяновне и ФИО24 о взыскании в солидарном порядке задолженности и неустойки отказать.
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО25 к акционерному обществу "Высокогорские коммунальные сети" о признании недействительным акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ отказать. Взыскать с ФИО26 (паспорт серии N) в пользу акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" (N, ОГРН N) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты"
В остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО27 к акционерному обществу "Высокогорские коммунальные сети" о признании недействительным акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
В кассационной жалобе представителем Акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" ставится вопрос об отмене судебных постановлений ка незаконных постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд безосновательно отверг расчеты истца, основанные на установленном актом осмотра диаметре трубопровода 32 мм, не поставив на обсуждение вопрос о представлении дополнительных доказательств диаметра трубопровода. При расчете задолженности по нормативам потребления не учел, что доначисление платы за потребление воды при несанкционированном подключении осуществляется по правилам абзаца 3 пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации N 354 от 5 мая 2011 г. Суд немотивированно исключил из числа солидарных ответчиков супругу собственника домовладения ФИО28
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы имеются.
Из материалов дела следует и судами установлено, что АО "Высокогорские коммунальные сети" на основании постановления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан N 1004 от 01 апреля 2015 года является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения на территории Березкинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
ДД.ММ.ГГГГ между Исполнительным комитетом Березкинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и АО "Высокогорские коммунальные сети" заключен договор аренды муниципального имущества, по которому общество приняло во временное владение и пользование находящееся на муниципальном балансе имущество за плату с целью оказания услуг по добыче воды и транспортировке их по водопроводным системам на территории Березкинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
По данным ЕГРН ответчику ФИО29 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" и жилой дом с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
По данным отделения по вопросам миграции ОМВД России по Высокогорскому району в жилом доме зарегистрированы: ФИО30. и ФИО31до брака - ФИО32
ДД.ММ.ГГГГ года между АО "Высокогорские коммунальные сети" и ФИО33. был заключен договор холодного водоснабжения в отношении объекта, расположенного по адресу: "адрес" по условиям которого (п. 1.1 договора) ресурсоснабжающая организация обязуется предоставить, а потребитель оплатить следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункту 3.1.1 договора ресурсоснабжающая организация обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах для следующих нужд: баня, машина, 3 человек, выгребная яма. Ресурсоснабжающая организация имеет право осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, производить начисление в случае выявления самовольного пользования системами водоснабжения и (или) системами водоотведения, на основании надлежаще оформленного акта.
ДД.ММ.ГГГГ года в отношении объекта по адресу: "адрес" представителями АО "Высокогорские коммунальные сети" был проведен осмотр технического и санитарного состояния внутридомового оборудования, снятие показаний индивидуального прибора учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета.
В ходе осмотра выявлены нарушения: подключение холодного водоснабжения до прибора учета, срыв пломбы индивидуального прибора учета - счетчика N, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, установленного на кухне.
Акт подписан контролерами АО "Высокогорские коммунальные сети" ФИО34. и собственником домовладения ФИО35
В акте указано, что в доме зарегистрировано 3 человека, фактически проживает 2 человека; собственник 1. Подключение к централизованной системе водоснабжения осуществлено трубой диаметром 32 мм.
Второй экземпляр вручен ФИО36
ДД.ММ.ГГГГ представителем АО "Высокогорские коммунальные сети" допущен в эксплуатацию прибор учета холодного водоснабжения - счетчик N, установленный в колодце.
Отказывая ФИО37 в удовлетворении встречных исковых требований о признании недействительным акта от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие уведомления абонента о дате и времени проведения проверки прибора учета само по себе не влияет на действительность составленного акта поскольку доступ к энергопринимающим устройствам и прибору учета был обеспечен, акт составлен уполномоченными представителями - контролерами АО "Высокогорские коммунальные сети", осмотр системы водоснабжения и прибора учета производился совместно с собственником, обеспечившим доступ проверяющих в домовладение, а экземпляр акта был вручен ФИО38.
В то же время, не соглашаясь с представленными истцом расчетами задолженности ФИО39. и членов его семьи за холодное водоснабжение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 210 Гражданского кодека Российской Федерации, статей 30, 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 14, 15 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04 сентября 2013 года, пунктами 2, 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29 июля 2013 года, пунктами 34, 35, 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и исходя из того, что материалы дела не содержат доказательств подключения домовладения ответчика ФИО40. к централизованной сети водоснабжения трубой диаметром 32 мм, в связи с чем невозможно достоверно определить мощность подключенного ответчиком оборудования, произвел перерасчет суммы долга с учетом иного тарифа по оплате (34, 24 руб./м. куб.) по нормативу потребления, исходя из количества проживающих - 1 человек за период с ДД.ММ.ГГГГ г, придя к выводу с которым согласился суд апелляционной инстанции о том, что с ответчика ФИО41. подлежит взысканию задолженность за услуги водоснабжения в размере "данные изъяты". и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере "данные изъяты". за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия находит указанные выводы преждевременными, основанными на ошибочном применении норм материального права и противоречащими обстоятельствам дела.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 (далее - Правила N 776) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644).
В части 1 статьи 7 Закона о водоснабжении предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о водоснабжении подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 11 пункта 2 Правил N 644 под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
В абзаце 12 пункта 2 Правил N 644 при этом предусмотрено, что под самовольным подключением (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, понимается присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий.
Пункт 35 Правил N 644 устанавливает, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Под коммерческим учетом воды и сточных вод в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о водоснабжении понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 3 Правил N 776.
Исходя из пункта 1 части 10 статьи 20 Закона о водоснабжении и подпункта "а" пункта 14 Правил N 776 осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 правил).
Абзац пятнадцатый пункта 2 Правил N 354 определяет понятие "потребитель", используемое в Правилах, как лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
По смыслу приведенного законоположения под потребителями коммунальных услуг понимаются собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "а" пункта 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 776 от 4 сентября 2013 г. установлено, что при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом.
В подпункте "а" пункта 15 Правил N 776 указано, что при расчетном способе коммерческого учета воды применяются метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В силу пункта 16 Правил N 776 в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1, 2 м/с с момента обнаружения.
В соответствии с пп. "е" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 запрещается несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно абзацу 3 пункта п. 62 указанных Правил доначисление размера платы в случае нарушения порядка подключения должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Пунктом 15 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 776 от 4 сентября 2013 г. перечислены расчетные способы коммерческого учета воды: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды; г) метод суммирования объемов воды.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, приведенные нормативные акты не предусматривают возможности расчета размера платы за потребленную воду при нарушении порядка подключения к сети водоснабжения по нормативу потребления.
Суд первой инстанции, оценивая представленный истцом акт от ДД.ММ.ГГГГ г, указал на его соответствие требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, и, одновременно привел противоречащие указанным выводам суждения о недоказанности отраженных в акте сведений о диаметре трубопровода - 32 мм, на основании которых истцом произведены расчеты водопотребления.
При этом, в нарушение требований статьи 67 ГПК РФ, основания, по которым суд отверг представленный истцом акт как доказательство, не были приведены, а в нарушение требований статей 12, 56 ГПК РФ суд не предложил истцу представить дополнительные доказательства заявленных требований, включая данные о диаметре трубопровода и обоснованности расчета.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством являлось установление обоснованности представленного истцом расчета, основанного на пропускной способности трубопровода, тогда как суд, посчитав указанные обстоятельства недоказанными, предусмотренных процессуальным законом мер к установлению юридически значимых обстоятельств не предпринял, ограничился применением самостоятельного расчета по методике, не предусмотренной нормами материального права.
Кроме того, отказывая во взыскании задолженности с ответчиков в солидарном порядке, суд не привел каких-либо фактических и правовых оснований для освобождения ФИО45. от гражданской ответственности по долгам за потребленные коммунальные ресурсы, тогда как факт ее проживания и регистрации в спорном домовладении подтвержден материалами дела, а солидарная с собственником обязанность отвечать по обязательствам, вытекающим из пользования жилым домом прямо предусмотрена статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции указанные ошибки не исправил.
Из разъяснений, приведенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Следовательно, при рассмотрении настоящего спора, суды не создали условий для объективного и полного рассмотрения предъявленного иска, исходя из его предмета и основания. Обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения дела, в полной мере не установлены, соответствующие доводы сторон правовой оценки со стороны судов не получили, суды допустили нарушение норм процессуального права, устанавливающих правила доказывания в гражданском процессе, а также правила исследования и оценки доказательств.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела, в связи с чем принятые по делу судебные акты признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Высокогорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу N по иску акционерного общества "Высокогорские коммунальные сети" к ФИО42 и ФИО43 о взыскании в солидарном порядке задолженности и неустойки, встречному исковому заявлению ФИО44 к акционерному обществу "Высокогорские коммунальные сети" о признании недействительным акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий С.Г. Шабанов
Судьи: О.С. Подгорнова
Е.С. Речич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.