Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Петровой И.И, Кириченко А.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Байдугановой Л.Т. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 сентября 2022 года по гражданскому делу N 2-765/2022 по иску Байдугановой Л.Т. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июля 2022 года исковые требования Байдугановой Л.Т. удовлетворены, решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан N от 29 октября 2021 года признано незаконным в части не включения в специальный стаж республиканских праздничных дней в период с 2009 года по 2021 год в количестве 25 дней, а также не включения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, связанной с охраной здоровья населения периоды работы: с 06 апреля 1990 года по 23 декабря 1991 года - в должностях лаборанта, фельдшера - лаборанта в Якутском республиканском кожно-венерологическом диспансере; с 14 октября 1996 года по 13 марта 2000 года - в должности фельдшера Нижне-Куранахской больницы Алданского района Республики Саха-Якутия; с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года - в должности фельдшера медицинского вытрезвителя по 9 разряду ОВД г. Агидель Республики Башкортостан.
На ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан возложена обязанность применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год и 3 месяца к периоду с 06 апреля 1990 года по 23 декабря 1991 года, с 14 октября 1996 года по 13 марта 2000 года. Включить в специальный стаж Байдугановой Л.Т. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, связанной с охраной здоровья населения период работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Отделе внутренних дел г. Агидель с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года, республиканские праздничные дни в период с 2009 года по 2021 год (25 дней). Назначить Байдугановой Л.Т. досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан с 15 марта 2021 года.
С ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу Байдугановой Л.Т. взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 сентября 2022 года решение от 18 июля 2022 года отменено в части признания решения ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан N от 29 октября 2021 года о не включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, связанной с охраной здоровья населения периодов работы: с 06 апреля 1990 года по 23 декабря 1991 года - в должностях лаборанта, фельдшера - лаборанта в Якутском республиканском кожно-венерологическом диспансере; с 14 октября 1996 года по 13 марта 2000 года - в должности фельдшера Нижне-Куранахской больницы Алданского района Республики Саха-Якутия; с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года - в должности фельдшера медицинского вытрезвителя по 9 разряду ОВД г. Агидель Республики Башкортостан незаконным и назначения Байдугановой Л.Т. досрочной страховой пенсию по старости с момента обращения в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан с 15марта 2021 года.
В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований отказано.
В остальной части решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседании стороны не присутствовали, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Ходатайство истца Байдугановой Л.Т. о проведении судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи определением суда от 15 мая 2023 года оставлено без удовлетворения в виду невозможности его проведения с участием Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан в соответствии с поступившим ответом указанного суда от 15 мая 2023 года.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции в не допущено и по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ (далее - Федеральный закон N400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N464 конкретно не приведен перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменные доказательства в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Установлено по делу, что 15 марта 2021 года Байдуганова Л.Т, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ - ОПФ РФ по РБ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ОПФ РФ по РБ от 29 октября 2021 года N Байдугановой Л.Т. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом, пенсионным органом не включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды в том числе, с 2019 года по 2021 год праздничные дни Республики Башкортостан, период работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Отделе внутренних дел г. Агидель с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года, а работа с 06 апреля 1990 года по 23 декабря 1991 года в должностях лаборанта, фельдшера - лаборанта в Якутском республиканском кожновенерологическом диспансере; с 14 октября 1996 года по 13 марта 2000 года в должности фельдшера Нижне-Куранахской больницы Алданского района Республики Саха-Якутия включена в такой стаж в календарном исчислении.
По представленным документам пенсионным органом определено наличие у заявителя страхового стажа 28 лет 9 месяцев 29 дней, специального страхового стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения- 17 лет 6 месяцев 21 дней.
Не согласившись с решением пенсионного органа и полагая, что оспариваемые периоды ее работы с 06 апреля 1990 года по 23 декабря 1991 года в должностях лаборанта, фельдшера - лаборанта в Якутском республиканском кожно-венерологическом диспансере; с 14 октября 1996 года по 13 марта 2000 года в должности фельдшера Нижне- Куранахской больницы Алданского района Республики Саха-Якутия, которые были включены пенсионным органов в специальный стаж календарном порядке, подлежат включению в такой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, а также в указанный стаж подлежат включению с 2019 года по 2021 год праздничные дни Республики Башкортостан и работа в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Отделе внутренних дел г. Агидель с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года, Байдуганова Л.Т. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве фельдшера-лаборанта в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций, в связи с чем период работы истца с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Отделе внутренних дел г. Агидель подлежит зачету в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку в спорный период работа истца была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, данная деятельность (с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года) осуществлялась в созданном для указанных целей здравпункте медвытрезвителя, что подтверждается записями в трудовой книжке.
С учетом, того истица в период с 14 октября 1996 года по 13 марта 2000 года работала в должности фельдшера Нижне-Куранахской больницы Алданского района Республики Саха-Якутия, расположенной в сельской местности, в связи с чем данный период работы подлежит зачету в стаж для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.
Действующее правовое регулирование не содержит запрета на включение нерабочих праздничных дней в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем спорные нерабочие праздничные дни подлежат включению в специальный стаж истца.
Также суд пришел к выводу о необходимости обязать пенсионный орган применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год и 3 месяца к периоду работы истца с 06 апреля 1990 года по 23 декабря 1991 года в должностях лаборанта, фельдшера - лаборанта в Якутском республиканском кожно-венерологическом диспансере, однако мотивы такого решения не приведены.
Отменяя решение суда в части возложения на ответчика льготного порядка исчисления периода работы с 06 апреля 1990 года по 23 декабря 1991 года Байдуганова Л.Т. в должности лаборанта, фельдшера - лаборанта в Якутском республиканском кожно-венерологическом диспансере, судебная коллегия указала, что Якутский республиканский кожно-венерологический диспансер находится в административных границах городской черты г. Якутск, в связи с чем, не относился к сельской местности. В календарном порядке данный период был включен ответчиком самостоятельно в стаж лечебной деятельности.
Между тем, правом на льготное исчисление один год за один год и три месяца в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781, пользуются врачи и средний медицинский персонал, работавшие в сельской местности или поселке городского типа. Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и ранее действовавшими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066, постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N464, постановлением Совмина РСФСР от 17 декабря 1959 г. N1397.
Не соглашаясь с выводами суда о наличии правовых оснований для зачета в специальный (медицинский) стаж Байдугановой Л.Т. для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Отделе внутренних дел г. Агидель с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года, судебная коллегия указала, что в соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. N1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2000 г. N926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности, и не являются учреждениями здравоохранения.
Наименование таких учреждений как "медицинский вытрезвитель" разделом "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, не предусмотрено. Также не было оно предусмотрено и ранее действовавшими в указанный период работы истца Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066. Таким образом возможность зачета работы в качестве фельдшера в медицинском вытрезвителе не предусмотрена.
Судебной коллегией также отмечено, что доказательств, подтверждающих наличие в вытрезвителе в Отделе внутренних дел г. Агидель медицинской части либо здравпункта, в материалы дела не представлено. Сама организация не подтверждает осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и не представлены индивидуальные сведения с указанием кода льготной профессии.
Поскольку без учета спорных периодов право на досрочную пенсию по старости с понижением общеустановленного пенсионного возраста у истца не возникает, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что досрочная страховая пенсия не может быть назначена Байдугановой Л.Т. с 15 марта 2021 года, также отменив решение в соответствующей части.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит обоснованными и правомерными выводы суда апелляционной инстанции, в связи с чем не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в неотмененной части и постановления суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 7, 39 Конституции Российской Федерации, статьям 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии", и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции в неотмененной части и суда апелляционной инстанции не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о том, что работа в Якутском республиканском кожно-венерологическом диспансере может быть зачтена в стаж работ по Списку N2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку истец претендует на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в связи с осуществлением лечебной деятельности, а не по иным основаниям. Возможность сложения периодов работы по Списку N2 со стажем лечебной деятельности не предусмотрена действующим пенсионным законодательством.
Ссылки заявителя жалобы на то, что судом не учтено, что в стаж лечебной деятельности должны быть засчитаны периоды работы фельдшером в здравпунктах (врачебные, фельдшерские), являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций) независимо от ведомственной подчиненности также не являются основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 10 мая 2001 года по 17 мая 2008 года работа осуществлялась в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при Отделе внутренних дел г. Агидель по 9 разряду.
В этой связи, с учетом последовательного применения пенсионного законодательства, при разрешении возникшего спора подлежат применению Списки и Правила, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 и от 29 октября 2002 г. N781.
Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N1066 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено фельдшерам здравпунктов, фельдшерам медицинских пунктов, фельдшерам-лаборантам.
В соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N1066, для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей в учреждениях, предусмотренных Списком, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 также предоставлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам, замещающим должности фельдшеров.
Однако, в соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781, в специальный стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В этой связи, в соответствии со Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N1066 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено работникам медицинских учреждений, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения, при этом наименование такого учреждения как "медицинский вытрезвитель" указанными Спискам не предусмотрено.
Согласно пункта 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 апреля 1991 г. N1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N926 "О подразделениям милиции общественной безопасности", медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входили в структуру милиции общественной безопасности.
Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N627 к учреждениям системы здравоохранения медицинский вытрезвитель также не отнесен.
Таким образом, медицинский вытрезвитель ОВД г. Агидель не является учреждением здравоохранения, структурными подразделением (здравпункт, медицинская часть и т.д.) государственных и муниципальных учреждений, а также подразделением войсковой части и не поименованы в действовавших в спорные периоды номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 г. N715, номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395, единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 июня 2003 г. N229, единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N627.
В действующей в настоящее время номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N529н, медицинские вытрезвители в качестве учреждений здравоохранения также не поименованы.
Судом апелляционной инстанции, таким образом верно указано на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих наличие в Отделе внутренних дел г. Агидель или имевшемся при нем вытрезвителе медицинской части (службы) либо здравпункта, как и на отсутствие доказательств льготного характера работы, свидетельствующие о праве истца на включение в специальный стаж периодов работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя, в том числе по данным индивидуального персонифицированного учета как на основания к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Байдугановой Л.Т.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 сентября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Байдугановой Л.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи И.И. Петрова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.