Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Кириченко А.Д, Петровой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сорокина Юрия Георгиевича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-8028/2022 по иску Сорокина Юрия Георгиевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с тяжелыми условиями труда, назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
:
Сорокин Ю.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ГУ-ОПФ РФ по Республике Татарстан, пенсионный орган) о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с тяжелыми условиями труда, назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя следующим. Решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом, в стаж по Списку N 2 не включены периоды его работы с 1 ноября 1993 года по 12 мая 1994 года в должности рихтовщика кузовов в ООО "КамАЗэнергоремонт", с 14 октября 1996 года по 7 октября 1997 года - в должности маляра в АО "Завод микролитражных автомобилей", с 25 февраля 1998 года по 10 марта 1998 года - в должности маляра в Аксубаевском строительном управлении N 2. С решением пенсионного органа не согласен. Сорокин Ю.Г. просил суд обязать ГУ-ОПФ РФ по Республике Татарстан включить спорные периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права на нее - с 24 ноября 2020 года.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года удовлетворении исковых требований Сорокина Ю.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 февраля 2023 года решение суда оставлено без изменения.
Сорокин Ю.Г. обратился с кассационной жалобой, в которых просит отменить постановленные судебные акты, выражая своё несогласие с ними.
Сорокин Ю.Г, участвуя в суде кассационной инстанции посредством видеоконференц-связи через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) от 1 марта 2021 года Сорокину Ю.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на работах с тяжелыми условиями труда. В бесспорном порядке пенсионный орган признал наличие у истца стажа на работах с тяжелыми условиями труда 4 года 8 месяцев 28 дней.
В стаж на соответствующих видах работ Сорокину Ю.Г. не включены периоды работы: с 1 ноября 1993 года по 12 мая 1994 года в должности рихтовщика кузовов в ООО "КамАЗэнергоремонт", ввиду того, что согласно акту документальной проверки от 9 декабря 2020 года в приказах о закреплении рабочих за участками и видами работ в целях подтверждения стажа работы, дающего право на льготное пенсионное обеспечение за 1993 года (приказ N 97-к от 22.07.1993г.), за 1994 года (приказ N 95-к от 26.07.1994г.) рихтовщик кузовов не закреплялись; с 14 октября 1996 года по 7 октября 1997 года в должности маляра в АО "Завод микролитражных автомобилей", ввиду того, что согласно данным трудовой книжки и архивной справке N 6612-2019/с от 20 декабря 2019 года, выданной МБУ "Архив документов по личному составу", факт работы и полная занятость в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, не подтверждается; с 25 февраля 1998 года по 10 марта 1998 года в должности маляра в Аксубаевском строительном управлении N 2, ввиду того, что согласно информационному письму N 1439-2020/с от 22.12.2020г, выданного архивным отделом Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, сведений о работе Сорокина Ю.Г. в СУ 2 Аксубаевского района за 1998 год не обнаружено.
Как усматривается из записей в трудовой книжке истца, 1 ноября 1993 года Сорокин Ю.Г. переведен рихтовщиком кузовов пятого разряда в цех окраски N 2 прессово-рамного завода, 12 мая 1994 года уволен по собственному желанию. 14 октября 1996 года истец принят маляром третьего разряда производства автомобилей в АО "Завод микролитражных автомобилей", откуда уволен 7 октября 1997 года. 25 февраля 1998 года принят маляром третьего разряда в Аксубаевское строительное управление N 2, уволен 10 марта 1998 года.
Согласно письму от 22 декабря 2020 года, выданному архивным отделом Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, сведений о работе Сорокина Ю.Г. в СУ 2 Аксубаевского района за 1998 год не обнаружено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Сорокиным Ю.Г. не представлены относимые и допустимые доказательства, совокупность которых достаточна для того, чтобы сделать вывод о его работе в спорные периоды в течение полного рабочего дня в условиях Списка N 2.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Автор кассационной жалобы, не соглашаясь с отказом во включении по Списку N 2 периодов работы Сорокиным Ю.Г. с 14 октября 1996 года по 7 октября 1997 года, с 25 февраля 1998 года по 10 марта 1998 года в должности маляра, указывает, что в спорные периоды истец постоянно работал маляром, фактически выполнял окраску машин, при этом применялись нитрокраски, нитролаки, ацетоны, растворители и другие химические вещества, за вредность выдавали молоко, предоставляли дополнительный отпуск, на работе выдавалась спецодежда, перчатки, респираторы.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 и 4 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (Список N 2 от 1991 года);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (Список N 2 от 1956 года), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2 от 1956 года право на льготное пенсионное обеспечение было установлено малярам при работе с нитрокрасками (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений").
Списком N 2 от 1991 года право на льготное пенсионное обеспечение установлено малярам, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (раздел "XXXIII Общие профессии" (код 23200000-13450).
Доказательств, подтверждающих работу Сорокина Ю.Г. в условиях, предусмотренных Списком N 2, истцом не представлено, а судом не добыто.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у кассационного суда не имеется, выводы судебных инстанций основаны на соответствующих нормах материального права, доводы истца были предметом надлежащей судебной оценки и отклонены с приведением в судебных постановлениях подробной мотивировки.
Доводы кассационной жалобы о том, что основным документов, подтверждающим факт работы истца на льготных должностях является трудовая книжка, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
Вместе с тем, в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах, определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в конкретных условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31 марта 2011 года, предусмотрено, что подтверждению, в том числе, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Довод кассационной жалобы о том, что истцу предоставлялся дополнительный отпуск, выдавали молоко, спецодежду, не может повлечь отмену постановленных судебных актов, поскольку свидетельствуют о праве Сорокина Ю.Г. на дополнительные гарантии, а не на право назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с тяжелыми условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Как правильно указали суды предыдущих инстанций, доказательств, отвечающих требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих, что характер работы истца в спорные периоды соответствовал работе по Списку N 2, не представлено.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оснований для включения спорных периодов работы Сорокина Ю.Г. в специальный стаж по Списку N 2, назначении досрочной страховой пенсии по старости, не имеется.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от
21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сорокина Юрия Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи А.Д. Кириченко
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.