Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Ахтынская центральная районная больница" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Ахтынском районе ФИО3 N от 08 сентября 2022 г., решение судьи Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 14 ноября 2022 г. (дело N 12-43/2022) и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 16 февраля 2023 г., вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Ахтынском районе ФИО3 N от 08 сентября 2022г, оставленным без изменения решением судьи Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 14 ноября 2022 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 16 февраля 2023 г, юридическое лицо - Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Ахтынская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РД " "данные изъяты"") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, главный врач ГБУ РД " "данные изъяты"" ФИО1 просит отменить постановленные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 утверждены и введены в действие с 01 января 2021 г. санитарно-эпидемиологические правила и нормы СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (далее - СП 2.1.3678-20), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
Указанные Правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил (далее - хозяйствующие субъекты) (п. 1.2 СП 2.1.3678-20).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ГБУ РД "Ахтынская ЦРБ" к административной ответственности на основании статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о допущенных им нарушениях требований пунктов 2.2, 2.6, 2.7, 2.11, 2.19, 9.5, 9.21, 9.42, 4.13.5 СП 2.1.3678-20, а именно: не организован шлюз перед входом в палату новорожденных родильного отделения; родильное отделение: палаты, процедурная и буфетная не оборудованы горячим водоснабжением; помещения родильного отделения не обеспечены системой вытяжной вентиляции (заклеены скотчем), не проводятся обследования технического состояния вентиляций и измерения объема вытяжки воздуха; инвентарь в родильном отделении для уборки производственных и санитарно- бытовых помещений хранится в одном месте (не раздельно); осветительные приборы в помещении буфета родильного отделения не имеют светорассеивающую и пылевлагонепроницаемую конструкцию; все источники искусственного освещения в родильном отделении не содержатся в исправном состоянии и имеют следы загрязнений; в стене коридора родильного отделения имеется трещина, а также имеются дефекты на стенах и на потолке родильного зала и других помещений; окна помещений родильного отделения не оборудованы в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно - поворотные жалюзи, тканевые шторы), а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды москитными сетками; в стене буфета детского отделения имеются дефекты; напольное покрытие в буфете детского отделения имеет дефекты и повреждения не гладкое, затрудняющее проводить влажную уборку с применением моющих дезинфицирующих средств; окно буфета детского отделения не оборудовано москитной сеткой.
Указанные обстоятельства, выявленные в результате плановой выездной проверки, проведенной на основании решения от 11 июля 2022 г. N 85-19-22 начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Ахтынском районе ФИО3, послужили основанием для привлечения ГБУ РД "Ахтынская ЦРБ" к административной ответственности по данному делу.
Эти обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в числе которых копия решения от 11 июля 2022 г. N 85-19-22 (л.д. 14-17), акт проверки от 29 июля 2022 г. (л.д. 18-20), протокол об административном правонарушении от 15 августа 2022 г. (л.д. 24 - 25), а также иные доказательства, оцененные в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, нарушений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и "Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)", при назначении и проведении в ГБУ РД " "данные изъяты"" проверки, по результатам которой в отношении данного учреждения составлен протокол об административном правонарушении, не допущено.
Как усматривается из материалов дела, о проводимой проверке главный врач ГБУ РД " "данные изъяты"" извещен заблаговременно, при проведении проверки участвовал представитель учреждения. О месте и времени составления протокола об административном правонарушении ГБУ РД " "данные изъяты"" также извещено надлежащим образом, в связи с чем составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя или представителя учреждения не противоречит требованиям части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении, содержит все сведения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимые для установления обстоятельств, указанных в статье 26.1 названного Кодекса. Событие вмененного ГБУ РД " "данные изъяты"" деяния в протоколе об административном правонарушении описано в соответствии с диспозицией статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции обоснованно исходили из того, что ГБУ РД " "данные изъяты"" имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия ГБУ РД " "данные изъяты"" квалифицированы по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обоснованно были поддержаны выводы должностного лица судебными инстанциями при рассмотрении жалобы главного врача ГБУ РД " "данные изъяты"" на вынесенные по делу акты. Жалобы рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку. При этом доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты судебными инстанциями и не ставят под сомнение наличие в деянии ГБУ РД " "данные изъяты"" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ГБУ РД " "данные изъяты" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ГБУ РД " "данные изъяты"" в пределах, предусмотренных санкцией статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Ахтынском районе ФИО3 N от 08 сентября 2022 г, решение судьи Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 14 ноября 2022 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 16 февраля 2023 г, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан " "данные изъяты"" ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Селимов Б.С, судья Верховного Суда
Республики Дагестан Магомедова З.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.