Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллина Г.К., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы Республики Дагестан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 сентября 2022 г. по административному делу N 2а-2960/2022 по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы Республики Дагестан к Кулиеву Р. Р.вичу о взыскании налоговых платежей,
УСТАНОВИЛА:
инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы Республики Дагестан (далее также - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Кулиеву Р.Р. о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований указала на то, что Кулиев Р.Р. состоит на налоговом учете в качестве плательщика страховых взносов, транспортного и земельного налога, направленные в его адрес уведомление и требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены, вынесенный мировым судьей в отношении должника судебный приказ отменен по возражениям должника.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17 июля 2022 г. административный иск удовлетворен, с Кулиева Р.Р. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере N руб. и пени в размере N руб.; пени по земельному налогу в размере N руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: налог в размере N руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере N руб, всего на общую сумму N руб, а также государственная пошлина в размере N руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 сентября 2022 г. решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17 июля 2022 г. изменено в части взыскания суммы транспортного налога за 2019 г. и пени, с Кулиева Р.Р. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере N руб. и пени в размере N руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы Республики Дагестан просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судом норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что судом апелляционной инстанции необоснованно принята во внимание представленная административным ответчиком суду апелляционной инстанции копия справки из Федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД-М о зарегистрированных транспортных средствах за Кулиевым Р.Р, поскольку они даны по состоянию на 20 апреля 2022 г, а административный иск заявлен о взыскании транспортного налога за 2019 г, между тем данные за этот период судом апелляционной инстанции не запрашивались.
В силу части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю, судом апелляционной инстанции такие нарушения допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пеню (часть 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Разрешая заявленные инспекцией требования, судья первой инстанции, установив, что Кулиев Р.Р, являясь плательщиком страховых взносов, собственником семи транспортных средств и земельного участка, свою обязанность по их уплате не исполнил, а также, проверив правильность расчета задолженности, соблюдения налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры направления требования налогоплательщику о необходимости погашения задолженности, предшествующей обращению в суд, административный иск удовлетворил.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции в части взыскания с административного ответчика страховых взносов, земельного налога и пени, судья апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции в части взысканных сумм транспортного налога, приняв во внимание представленную административным ответчиком суду апелляционной инстанции копию справки из Федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД-М о зарегистрированных транспортных средствах за Кулиевым Р.Р, согласно которому по состоянию на 20 апреля 2022 г. Кулиев Р.Р. является владельцем только двух автомобилей: "данные изъяты", VIN: N, год выпуска 2014, дата регистрации права 5 июля 2014 г. и "данные изъяты", "данные изъяты", год выпуска "данные изъяты", дата регистрации права 16 сентября 2004 г, таким образом, пришел к выводу о том, что решение суда в части взыскания транспортного налога подлежит изменению, взысканию подлежит транспортный налог за указанные транспортные средства в размере N руб. и пени в размере N руб.
С данным выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку он является преждевременным.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 г. N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 г. N 2391-О, от 26 апреля 2016 г. N 873-О, от 29 мая 2019 г. N 1441-О).
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету транспортных средств и при начислении транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов.
Между тем, представленная в материалы дела копия справки из Федеральной информационной системы ФИС) ГИБДД-М свидетельствует о зарегистрированных транспортных средствах за Кулиевым Р.Р. по состоянию на 20 апреля 2022 г, в то время как административный иск налоговым органом заявлен о взыскании транспортного налога за период 2019 г, однако указанные обстоятельства судом апелляционной инстанции не были приняты во внимание, вышеприведенные нормы материального права не применены.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 сентября 2022 г. подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 сентября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.