Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алхасовой Н.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г.
по административному делу по административному иску первого заместителя прокурора Республики Дагестан, Алхасовой Н.М. к Правительству Республики Дагестан о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Республики Дагестан, Алхасова Н.М. обратились в суд с административным иском к Правительству Республики Дагестан о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента".
В обоснование уточненных требований первого заместителя прокурора Республики Дагестан указано, что оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части утверждения границ зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, сославшись на нарушение Правительством Республики Дагестан компетенции при принятии оспариваемого постановления. В обоснование требований Алхасовой Н.П. также указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и с нарушением прав и законных интересов, связанных с отнесением находящегося в ее собственности домовладения по адресу: "адрес" в результате издания постановления к зоне регулируемой застройки Р-1, на которую распространяются установленные постановлением запреты и ограничения.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 31 мая 2022 г. исковые заявления первого заместителя прокурора Республики Дагестан, Алхасовой Н.М. удовлетворены, оспариваемое постановление признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г. решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым признано недействующим со дня вступления апелляционного определения в законную силу оспариваемое постановление, в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Алхасовой Н.М, поданной 23 марта 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30 марта 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения Верховного Суда Республики Дагестан от 31 мая 2022 г.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, Алхасовой Н.М. на праве общей долевой собственности (2/3 доли) принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" ("адрес"), входящий в утвержденную оспариваемым по делу постановлением регламентную зону Р-1, что подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа "город Дербент" от 8 декабря 2021 г. N 1482.
Предметом спора является постановление Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148, которым утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия города Дербента, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента. При этом нормативный правовой акт опубликован на официальном портале правовой информации 31 мая 2016 г. и в издании "Дагестанская правда" 22 июня 2016 г. N 154-162.
Нормативный правовой акт принят в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", статьей 20 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2009 г. N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан".
Как следует из Приложения N 1 постановлению Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148, в утвержденную этим нормативным правовым актом объединенную охранную зону объектов культурного наследия города Дербента включены, в том числе, объекты культурного наследия, расположенные на территории объекта культурного наследия федерального значения "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", являющиеся компонентами номинации "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента", охраняемой под эгидой Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и расположенные на территории этого объекта всемирного наследия (единые охранные зоны N1 и N2, охранные зоны N3, N4, N6, N9, N12, N13, N27, N28 и N30).
При этом, как установлено судом и не оспаривается участвующими в деле лицами, на 26-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 30 июня 2003 г. по 5 июля 2003 г. в г. Париже, было принято решение о включении средневекового архитектурного наследия города Дербента в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под наименованием "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента".
На 43-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 30 июня 2019 г. по 10 июля 2019 г. в г. Баку утверждена обновленная схема территории объекта всемирного наследия "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента" и его буферной зоны, опубликованная на официальном сайте Центра всемирного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия, входящих в состав объекта культурного наследия "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента", включенного в Список всемирного наследия, осуществляется в Российской Федерации в рамках достопримечательного места "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории которого утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 3133.
Таким образом, Правительством Республики Дагестан обжалуемым по настоящему делу постановлением утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Список всемирного наследия, и установлены режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории объединенной зоны охраны, тем самым разрешен вопрос, относящийся к компетенции Министерства культуры Российской Федерации.
Признавая постановление Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148 недействующим полностью, суд первой инстанции исходил из того, что границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Дербента, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам, были утверждены в качестве и в границах объединенной зоны охраны, имеющей в рамках действующего правового регулирования самостоятельное правовое положение, утверждаемое на основании специально разрабатываемого проекта объединенной зоны охраны. При этом принятие решений об установлении, изменении зон охраны (объединенной зоны охраны) объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, установление требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, отнесено к компетенции федерального органа охраны объектов культурного наследия, которым является Министерство культуры Российской Федерации.
С выводами суда первой инстанции о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан 27 мая 2016 г. N 148 полностью не согласился суд апелляционной инстанции, что послужило основанием для отмены состоявшегося судебного решения и принятия судебного акта о признании оспариваемого постановления недействующим в части, касающейся зоны охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, указав, что в остальной части зоны охраны были установлены для объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (принятых на государственную охрану) в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации, а не в отношении объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Суд апелляционной инстанции исходил из проекта зон охраны объектов культурного наследия к оспариваемому постановлению (том 4, утверждаемая часть), согласно которому на государственной охране в Дербенте состоит 36 объектов культурного наследия федерального значения и 216 регионального значения. Объект Всемирного культурного наследия включает в себя: 1) "Цитадель" (Нарын-Кала), 11 объектов культурного наследия федерального значения и культурный слой; 2) "Старый город" (достопримечательное место) включает 18 объектов культурного наследия федерального значения, в том числе примыкающие к Старому городу участки Северной и Южной стены и 12 объектов регионального значения; 3) "Крепостные сооружения Дербента" состоит из двух участков: "Северная стена" и "Южная стена", в территорию которой входят 2 объекта федерального значения - "Маяк" и "Сырцовая стена".
Суд апелляционной инстанции установил, что территории объектов культурного наследия в настоящем случае пересекаются, в том числе часть объектов культурного наследия федерального и регионального наследия являются компонентами объекта культурного наследия, охраняемого под эгидой Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и в отношении самого объекта Всемирного наследия зоны охраны, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам оспариваемым постановлением не были установлены.
При этом из раздела проекта зон охраны "Границы территорий охранных зон памятников" следует, что охранные зоны объектов Всемирного наследия, федерального и регионального значения на территории Дербента состоят из 30 участков. Раздел проекта "В. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности" устанавливает ограничения на хозяйственную деятельность на этих территориях и всех видов строительства. При этом указано на то, что в городе Дербенте, древняя часть которого является объектом всемирного культурного наследия, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта запроектированы в качестве зон охраны именно этой, наиболее ценной части города. Из описания раздела 4 "Границы и режимы содержания (регламент) территорий объектов культурного наследия и зон охраны" проекта зон охраны следует, что для исторического поселения - города Дербента определяются и устанавливаются территории памятников и зоны охраны объектов культурного наследия в составе, в котором выделено описание "А-1. Территория достопримечательного места", с описанием границ территорий объектов Всемирного культурного наследия и предложением установления режима территории достопримечательного места. При этом в разделе проекта "Б. Охранные зоны объектов культурного наследия (памятников)" указано, что для охранных зон объектов всемирного культурного наследия в проекте не выделялся особый регламент содержания и использования этих территорий.
На основании изложенного, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в соответствии с которой правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, проанализировав оспариваемое в части описания границ установленных зон, границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам, с учетом представленного проекта зон охраны, - суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, поскольку допускает его толкование в части возможности распространения действия в отношении объектов всемирного культурного наследия.
Кроме того, предусмотренные оспариваемым постановлением требования устанавливают иные по сравнению с утвержденными Приказом Минкультуры России от 18 декабря 2015 г. N 3133 требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты, что в условиях созданной правовой неопределенности могут привести к возможности осуществления запрещенной названным Приказом Минкультуры России деятельности в отношении объектов Всемирного культурного наследия, расположенных в пределах установленных постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148 охранных зон.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, полагает об отсутствии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Исходя из преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии со статьей 6 названного Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со статьей 9.1 того же Федерального закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных, перечисленных в части 1 данной статьи полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 33 того же Федерального закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 34 указанного Федерального закона, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 2 статьи 34 этого же Федерального закона определено, что охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Согласно статьи 34 названного Федерального закона границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 6 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2009 г. N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан" принятие решения об установлении, изменении и прекращении существования зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), утверждение требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан с учетом требований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 20 названного Закона Республики Дагестан, решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы:
в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - в соответствии с Федеральным законом Правительством Республики Дагестан по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
в отношении объектов культурного наследия регионального значения - Правительством Республики Дагестан;
в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - Правительством Республики Дагестан по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположен объект культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливающее порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта.
Состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 4).
Пунктом 14 Положения закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению своим правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Как следует из проекта зон охраны к оспариваемому постановлению Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148, акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объектов культурного наследия города Дербента содержал положительное заключение к проекту.
В соответствии со сведениями, представленными Министерством культуры Российской Федерации, указанным министерством был согласован проект постановления Правительства Республики Дагестан "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента".
В связи с этим судом апелляционной инстанции было обосновано установлено, что Правительством Республики Дагестан соблюдены требования статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьи 20 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2009 г. N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан", связанных с установлением в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.
Доводы кассационной жалобы Алхасовой Н.М. сводятся к изложению нормативно-правовых актов и перечислению обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, которые послужили к отмене решения суда первой инстанции и удостоверением требований административных истцов в части, касающейся признания недействующим оспариваемого постановления, в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Указанным доводам судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции общей юрисдикции не усматривает.
Вопреки требованиям административного иска Алхасовой Н.М. о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2019 г. N 148 полностью, судом апелляционной инстанции проверены порядок принятия, опубликования и компетенция административного ответчика при принятии оспариваемого нормативного правового акта, в ходе которой установлено наличие необходимого согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, что подтверждено письмом Минкультуры России от 22 мая 2015 г, а также правовой позицией Министерства культуры Российской Федерации при рассмотрении данного административного дела.
Относительно содержания видов работ и осуществления хозяйственной деятельности в пределах регламентной зоны Р-1 при рассмотрении административного дела представлены и приобщены возражения Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, а также даны письменные ответы с приложением схем и картографического материала, подтверждающих тот факт, что принадлежащие Алхазовой Н.М. жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес" (ранее "адрес") не расположены в границах территории объекта культурного наследия "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента", а располагаются в его буферной зоне, которая не является частью объекта, включенного в Список всемирного наследия, а также не расположены в границах территории объекта культурного наследия федерального значения "Достопримечательное место "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента" или какой-либо иной зоны охраны объектов культурного наследия в рамках постановления Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148. При этом подтверждено, что объекты Алхазовой Н.М. располагаются в зоне регулируемой застройки Р-1, где разрешается новое строительство с ограничением по высоте и по максимальным габаритам, а также при ограничении архитектурного облика этих построек, реконструкция существующей застройки в пределах ее габаритов с возможностью достройки с учетом высотных ограничений, ведение хозяйственной деятельности, не угрожающей сохранности памятников архитектуры, земляные работы для прокладки инженерных коммуникаций вне зон археологического наблюдения, и иные перечисленные виды деятельности.
В то же время в пределах зоны регулируемой застройки Р-1 запрещается снос исторически ценных градоформирующих объектов, строительство зданий, по своей архитектуре вступающих в противоречие со сложившейся историко-архитектурной средой, размещение новых промышленных, транспортных и коммунальных предприятий, размещение стадионов и крупных спортивных и общественных залов, укрупнение существующих кварталов и перекрытие застройкой существующих улиц и переулков, устройство автобусных стоянок, превышение плотности застройки кварталов более 40%, осуществление любых земляных работ без соответствующего разрешения, оставление без рекультивации участков археологических раскопок, любое новое строительство или реконструкция существующей застройки на месте прохождения древних крепостных стен.
Факт отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", к зоне регулирования застройки Р-1 подтвержден также заключением кадастрового инженера от 19 мая 2022 г. по заказу Алхасовой Н.М, приобщенного к материалам дела.
Таким образом, материалами дела подтверждены существенные для правильного разрешения требований Алхасовой Н.М. обстоятельства, свидетельствующие о том, что отнесение принадлежащего ей на праве долевой собственности земельного участка по адресу: "адрес" "адрес"), к зоне регулируемой застройки Р-1 осуществлено постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента" без включения его непосредственно в охранную зону объекта культурного наследия.
В настоящее время в соответствии с пунктом 10 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972, предусмотрено, что режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований:
а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
в) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
г) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
д) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;
ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Таким образом, Правительством Республики Дагестан при издании оспариваемого нормативного правового акта соблюдены требования нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и не допущено превышение компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационные жалоба, представление, поступившие после рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции, могут быть рассмотрены тем же или иным составом судей. Поскольку предметом такого рассмотрения выступает судебный акт суда первой инстанции и (или) апелляционное определение, а не ранее вынесенное кассационное определение, в случае если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций придет к выводу, что кассационные жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы, представления без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.
Судом апелляционной инстанции дана оценка предмету спора, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом с учетом требований частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для административных дел такой категории, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку, в связи с чем основания для удовлетворении кассационной жалобы Алхасовой Н.М. отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу Алхасовой Н.М. оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.