Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К, Козлова О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 декабря 2022 г. по административному делу N 2а-2155/2022 по административному исковому заявлению Кокурхоева А. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Кокурхоева А.А. адвоката Амхадова С.М, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кокурхоев А.А. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее также - Минимущество Ингушетии, министерство) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью N, находящегося по адресу: "адрес" что подтверждается постановлением от 27 ноября 2007 г. N 111 администрации г. Назрань; схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 3 декабря 2020 г. N 1805; справкой администрации г. Назрань от 15 декабря 2020 г. N 1730; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 января 2021 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия распоряжением от 3 февраля 2022 г. N 214 признано утратившим силу распоряжение Минимущество Ингушетии от 3 декабря 2020 г. N 1805 об утверждении схемы расположения земельного участка. Считает указанные действия министерства незаконными, нарушающими его права и законные интересы собственника.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 декабря 2022 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 27 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 4 апреля 2023 г, Минимущество Ингушетии просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что распоряжение обоснованно отменено, на основании внесенного в министерство протеста прокурора.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Кокурхоева А.А. адвоката Амхадова С.М, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кокурхоев А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, находящегося по адресу: "адрес". Право собственности административного истца зарегистрировано в госреестре недвижимости на основании выписки из постановления администрации г. Назрань от 27 ноября 2007 г. N 111 о предоставлении ему на праве собственности бесплатно земельного участка площадью N га под индивидуальное жилищное строительство из земель населенного пункта Центрального округа г. Назрань.
Распоряжением Минимущества Ингушетии от 3 декабря 2020 г. N 1805 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое распоряжением министерства от 3 февраля 2022 г. N признано утратившим силу, в связи с протестом прокуратуры от 18 января 2022 г. N N
Из указанного протеста прокурора следует, что распоряжение от 3 декабря 2020 г. издано на основании данных межевого плана, представленного заявителем Кокурхоевым А.А. без подтверждения границ земельного участка органом местного самоуправления, принимавшим решение о выделении ему земельного участка; границы участка утверждены министерством на месте земельного участка, ранее выделенного Ахриеву И.М. на основании постановления администрации Центрального округа г. Назрань от 28 декабря 2007 г. N, а также утвержденной на его основании схемы планировочной организации земельного участка в целях строительства индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: "адрес"
Разрешая спор, суды, проанализировав положения норм, закрепленных в Законе Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия", Постановлении Правительства Республики Ингушетия от 3 марта 2020 г. N 22 "Об уполномоченном органе исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", а также в пункте 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом правильно исходили из того, что право собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв.м, находящийся по адресу: "адрес", зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 19 января 2021 г, в связи с чем отмена ранее вынесенного распоряжения об утверждении схемы земельного участка, являвшегося основанием для регистрации права собственности административного истца, не соответствует требованиям закона.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1). Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Исходя из вышеприведенных правовых норм, установив, что в рассматриваемом случае право собственности Кокурхоева А.А. на объект недвижимого имущества (земельный участок) зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено, отсутствующим не признано; спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Минимущества Ингушетии от 3 декабря 2020 г. N 1805, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение не могло быть отменено в порядке самоконтроля. Более того, как видно из оспариваемого распоряжения, кроме ссылки на протест прокурора данное распоряжение каких-либо правовых оснований, а также нарушений, которые явились основанием для отмены ранее принятого распоряжения, не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Ссылка в жалобе на то, что судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица не был привлечен Ахриев И.М, несостоятельна, поскольку процессуальные права данного лица не нарушены, круг лиц, участвующих в деле, определен судами верно.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами судов и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, в связи с чем судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции оснований для их отмены в кассационном порядке не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
О.А. Козлов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.