Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы
на решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 13.10.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Максудовой Ж. М, Газиевой М. А, Абдулаева М. С, Абдулаева М. С, Магомедова Н. П, Курбановой М. А, Саидовой Х. М, Гунашевой Х. М, Магомедовой Э. Н, Асмалова М. А, Нажуевой К. М. к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы о признании незаконными отказов в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, возложении обязанности.
Заинтересованное лицо Садоводческое некоммерческое товарищество "Водник-2 ЧГЭС".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителя административных истцов и заинтересованного лица Сайдулаева М.О, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Максудова Ж.М, действующая в своих интересах и, на основании доверенности, в интересах Газиевой М.А, Абдулаева М.С, Абдулаева М.С, Магомедова Н.П, Курбановой М.А, Саидовой Х.М, Гунашевой Х.М, Магомедовой Э.Н, Асмалова М.А, Нажуевой К.М. обратилась в Кировский районный суд г. Махачкалы с административным иском к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы о признании незаконными отказов в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схем расположения земельных участков, находящихся в пользовании административных истцов, как членов садоводческого товарищества и расположенных в СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)", по основаниям отсутствия у заявителей документов, подтверждающих право на приобретение земельных участков без проведения торгов и отсутствия в ЕГРЮЛ ведений о регистрации СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)" до июля 2002 г. Заявленные требования мотивированы незаконностью и необоснованностью отказа по приведенным в нем основаниям и нарушением отказами прав и законных интересов административных истцов на дальнейшее предоставление им земельных участков в собственность. Просили возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения границ земельных участков на территории СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)".
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 17.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными отказы Управления имущественных и земельных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ-115О8\н, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ- 11308\э, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ-11510\э, от ДД.ММ.ГГГГ N-МФЦ-11511\э, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ-11359\э, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ-11303\э, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ-11205\э, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ-11507\э, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ- 11354\э, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ-11311\э, от ДД.ММ.ГГГГ N.17-МФЦ-11355\э, в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД "г. Махачкала" в отношении земельных участков Максудовой Ж.Г, Газиевой М.А, Абдулаева М.С, Абдулаева М.С, Магомедова Н.П, Курбановой М.Я, Саидовой Х.М, Гунашевой Х.М, Магомедовой Э.Н, Асмалова М.А, Нажуевой Н.М, расположенных в г. Махачкала СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)".
На Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить Максудовой Ж.Г, Газиевой М.А, Абдулаеву М.С, Абдулаеву М.С, Магомедову Н.П, Курбановой М.Я, Саидовой Х.М, Гунашевой Х.М, Магомедовой Э.Н, Асмалову М.А, Нажуевой Н.М, муниципальную услугу "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД "г. Махачкала" в виде утверждения схемы расположения земельного участка, в отношении земельных участков, за NN 167, 125, 126, 196, 107, 183, 194, 166, 130, 131, 190, расположенных по адресу: г. Махачкала, СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)".
Не согласившись с постановленными судебными актами, Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств, настаивает на обоснованности отказов по приведенным в них основаниям и отсутствии у административных истцов прав на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов по предусмотренным законом основаниям.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07.04.2023.
На кассационную жалобу административным истцом и представителем иных административных истцов Максудовой Ж, М. поданы возражения, в которых она выражает несогласие с ее доводами.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, административные истцы ранее являлись работниками ОАО "ЧиркейГЭСстрой", им выделены земельные участки в СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)" площадью по 600 кв.м, истцы в 1990 г. приняты в члены указанного садоводческого товарищества с выдачей членских книжек садовода.
Согласно архивной выписке ГКУ "ЦГА" от 02.12.2021 и протокола N 14 заседания Исполкома Махачкалинского горсовета народных депутатов от 13.12.1988 N 307 "д", исполкомом Махачкалинского горсовета народных депутатов выделены земельные участки под садоводческие товарищества Главдагестанводстрой-55 га с/т "Водник" в районе реки Сулак. В соответствии с протоколом N 2 от 10.03.1998 собрания уполномоченных членов садоводческого товарищества "Водник" принято решение переименовать садоводческое товарищество "Водник" в садоводческое товарищество "Водник-2". Данное сделано во избежание путаницы, так как дачники с\т "Водник", района реки Сулак, созданного в 1988 г, и дачники "Водник" у реки Кривая балка, созданного в 1987 г, путают свои участки. Протокол от 10.03.1998 заверен печатью садового товарищества "Водник", общим собранием СНТ "Водник-2" от 28.09.2014 принят разделительный баланс, из которого выделено СНТ "Водник-2 (ЧГЭС). Из выписки из ЕГРЮЛ от 27.01.2022 следует, что дата присвоения ОГРН СНТ "Водник-2" 14.11.2008, сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002, на основании решения от 13.12.1988 N 307-Д.
На основании произведенного разделения земельные участки административных истцов под NN 167, 130, 131, 190, 125, 126, 196, 107, 183, 166, 194 переданы в выделенное товарищество.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.01.2022 на СНТ "Водник-2", следует, что его преемником является СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)" с датой внесения в ЕГРЮЛ 20.10.2014, правопреемник расположен в границах и в пределах земельного участка, предоставленного СНТ "Водник" согласно решению исполкома Махачкалинского городского совета народных депутатов ДАССР от 13.12.1988 N 307-д.
Согласно разделительному балансу от 28.09.2014, садоводческие земельные участки, выделенные работникам ОАО "ЧиркейГЭСстрой" под номерами N 87-90, 92, 125-137, 166, 167, 169, 177, 190-197, 199, 200, 205, 228-230, 232, 233, 247, 271, 279, 280, 327, 328, 428, 429, 430, 433-450, 461-465, 467-482, 493-524, 525-558, 566-586, 597-646, всего 2 320 земельных участков по 600 кв.м, каждому в СНТ "Водник-2" переходит в СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)", что оформлено и указано в выписке из ЕГРЮЛ.
По состоянию на 2014 г. административные истцы являлись членами СНТ "Водник-2", образованного в 2008 г, являющегося правопреемником с/т "Водник", образованного в 1988 г, земельные садовые участки истцов образованы в пределах границ СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)", что подтверждается изготовленными кадастровым инженером схемами земельных участков истцов, межевыми планами земельного участка, топосъемкой, соответствуют предоставленному ранее размеру.
Административные истцы, с целью дальнейшего приобретения земельных участков в собственность без проведения торгов, обратились в Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги по утверждению схем расположения земельных участков на территории СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)", в чем им оспариваемыми уведомлениями было отказано по основанию отсутствия в представленных материалах документов, подтверждающих прав заявителей на приобретение земельных участков без проведения торгов, из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьи 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также в отказах указано, что члены садоводческих товариществ имеют право приобрести земельный участок бесплатно, если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации. Для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предлагается представить документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов. Исходя из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не представляется возможным определить является ли данное садоводческое некоммерческое товарищество правопреемником с\т "Водник-2", так как в ЕГРЮЛ отсутствует информация о регистрации юридического лица до 01.07.2002.
В обоснование отказа также приводятся правовые положения п.5.7 СП 53.133330.2019 о расчетных параметрах улиц, часть отказов содержат доводы о наличии расхождений в представленных выписках из протокола и членских книжках в части даты принятия в члены садоводческого товарищества и не указания даты выдачи, а в нарушение приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 не отображены границы и номера учтенных земельных участков.
Пунктом 3 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен случай предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, если земельный участок образован в соответствии с проектом межевания территории и является земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.
Статьей 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения партнерства и пользоваться этим участком на законных основаниях.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Доказательства отсутствия наличия таких условий административным ответчиком судам не представлено.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 названного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 13).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к каковым относятся:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к образуемым земельным участкам, предусматривающие установленные
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (часть 1);
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2);
границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (часть 3);
не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (часть 4);
не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (часть 5);
образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6);
не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из представленных административными истцами доказательств следует, что им, как членам садоводческого товарищества, образованного в 1988 г, были предоставлены в 1990 г. земельные участки, с выдачей членских книжек садоводов. Наличие и вхождение земельных участков в границы садоводческого товарищества подтверждается представленными доказательствами, которые, в свою очередь в части были представлены административными истцами при обращении к административному ответчику, в части находились в его архивном доступе и доступе МГИС.
В связи с этим у административных истцов имелись законные основания для обращения с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги подготовки и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий ГОсВД "город Махачкала" в отношении земельных участков, расположенных в г. Махачкале, СНТ "Водник-2 (ЧГЭС)", сведения о выделении которого и реорганизации также имелись в распоряжении административного ответчика.
Изготовленные по заказу административных истцов межевые планы земельных участков позволяли индивидуализировать их не только, как находящихся в их пользовании, но и как входящие в садоводческое товарищество, что является необходимым условием для закрепления их границ и постановки на кадастровый учет.
Доказательств несоответствия представленных административными истцами схем, предъявляемым к ним требованиям, не имеется, основаниями для отказа такие несоответствия не приведены, а приведенные направлены на отсутствие доказательств наличия у административных истцов прав на получение земельных участков в дальнейшем в собственность бесплатно, что не соответствует действительным обстоятельств дела и с достоверностью установлено судами.
Поскольку при обращении к административному ответчику административные истцы предоставили исчерпывающие со своей стороны доказательства наличия у них права на получение земельных участков по основаниям, установленным Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подготовленные ими схемы для инициации процедуры предоставления земельных участков недостатки не содержали, постольку судебные инстанции пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемых отказов по приведенным в них доводам, что послужило обоснованным основанием для удовлетворения заявленных требований административного иска и возложения на сторону административных ответчиков испрашиваемой обязанности, что также соответствует положениям пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки позиции административного ответчика, изложенной в кассационной жалобе, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция лиц, участвующих в деле, рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было.
Установленные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации критерии для отмены судебных актов суда апелляционной инстанции отсутствуют, приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и выводов судов, оснований для которых не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 13.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.