Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Кутырева А. В. к комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителя Кустырева А.В. адвоката Герасимова А.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кутырев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным отказа комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа, выразившиеся в письме от 01.09.2022 исх. N, в предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в его пользовании на основании договора аренды с видом разрешенного использования для ведения огородничества, по основаниям его расположения территориальной зоне Ж-1. Зона застройки индивидуальными усадебными земельными участками. Заявленные требования, со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году", мотивированны незаконностью отказа, нарушающим права и законные интересы административного истца, которым условия договора аренды исполняются добросовестно.
Просил признать незаконным отказ комитета по градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края N от 01.09.2022 г. в заключении договора купли - продажи с Кутыревым А.В. на земельный участок с кадастровым номером N разрешенное использование - ведение огородничества, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Шпаковский район, Муниципальное образование Татарского сельсовета, а также возложить на комитет по градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края обязанность заключить с Кутыревым А.В. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N разрешенное использование - ведение огородничества, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Шпаковский район, Муниципальное образование Татарского сельсовета, в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 01.12.2022 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции со ссылками на положения статей 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования Татарского сельсовета, утв. решением Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края N 69 от 29.06.2018, пришел к выводу, что спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными усадебными жилыми домами (не более 3 этажей) и зоне дачных и садоводческих объединений (Ж-1 и СХ-3), тогда как правилами пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена продажа без проведения торгов земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, расположенного в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, - пришел к выводу о том, что у комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края отсутствовали правовые основания для продажи Кутыреву А.В. испрашиваемого им земельного участка без проведения торгов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023, решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 01.12.2022 отменено, по делу принято новое решение, которым заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ комитета по градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края N 7127/02-02 от 01.09.2022 о предоставлении в собственность Кутыреву А.В. земельного участка с кадастровым номером N разрешенное использование - ведение огородничества, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Шпаковский район, Муниципальное образование Татарского сельсовета. На комитет по градостроительству, имущественным и земельным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края возложена обязанность повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление Кутырева А.В. от 18.08.2022 о предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у административного истца имеется испрашиваемое им право на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, прямо предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году".
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, комитет по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10.04.2023.
В возражениях на кассационную жалобу представитель административного истца обжалованный судебный акт считает законным и обоснованным, просит отказать административному ответчику в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах", установлено, что в 2022-2023 г.г. допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Как установлено судами и подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, 15.02.2018 между комитетом по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа "адрес" и Кутыревым А.В заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 1310 кв.м, расположенного по адресу "адрес", муниципальное образование Татарский сельсовет, с видом разрешенного использования ведение огородничества код 13.1.
16.03.2022 на основании вступившего в законную силу решения Шпаковского районного суда Ставропольского края от 03.03.2022, которым признан незаконным отказ комитета от 16.11.2020 в заключении договора аренды данного земельного участка, между комитетом по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края и Кутыревым А.В. заключен договор аренды N 623 земельного участка, находящегося в границах муниципального образования, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", муниципальное образование Татарского сельсовета, с видом разрешенного использования ведение огородничества (код-13.1), общей площадью 1310 кв.м.
Договором предусмотрен срок аренды 16.05.2022 по 15.05.2025, договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольскому краю 04.08.2022.
18.08.2022 Кутырев А.В. обратился в комитет по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в собственность без проведения торгов, по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629.
Письмом комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края N 7127/02-02 от 01.09.2022 в предоставлении земельного участка отказано в виду отсутствия оснований его приобретения административным истцом без проведения торгов.
В обоснование отказа приведено следующее.
В соответствии с подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, тогда как согласно сведениям Единого Государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером N относится к категории земель: земли населенных пунктов, расположен в территориальной зоне Ж-1. Зона застройки индивидуальными усадебными жилыми домами (не более 3 этажей).
Суд первой инстанции, учитывая расположение земельного участка в зоне застройки индивидуальными усадебными жилыми домами (не более 3 этажей) и зоне дачных и садоводческих объединений (Ж-1 и СХ-3), принимая во внимание, что правилами пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена продажа без проведения торгов земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, расположенного в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, пришел к выводу о том, что у комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края отсутствовали правовые основания для продажи Кутыреву А.В. спорного земельного участка без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение о признании отказа незаконным принимал во внимание положения подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году", а также отсутствие доказательств нарушения административным истцом законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка, его использование по назначению.
В соответствии с подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году", в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений, допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину.
В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 N 2536 подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" допускает наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Поскольку административным ответчиком, как уполномоченным органом, доказательства наличия информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка административным истцом не представлено, постольку суд апелляционной инстанции с учетом положений подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" обоснованно отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение о признании отказа незаконным.
Равно при принятии решения суд апелляционной инстанции верно применил положения пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложив на сторону административного ответчика обязанность повторно рассмотреть обращение административного истца.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка юридически значимым обстоятельствам дела, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К.Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.