Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", администрации г. Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 22 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2023 г. по административному делу N 3а-421/2022 по административному исковому заявлению Каландина И. В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Волынской В.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации г. Ставрополя Шевченко Г.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каландин И.В. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером 26:12:012209:79, площадью 4191, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 февраля 2020 г. в размере N руб.
В обоснование своих требований указал, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости в размере N руб. не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 29 августа 2022 г. N, выполненном ООО " "данные изъяты"", в размере N руб, что нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 22 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2023 г, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 февраля 2020 г. в размере N руб.
В кассационной жалобе, поступивших вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 апреля 2023 г, государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее также - ГБУ СК "Ставкрайимущество", администрация г. Ставрополя (далее также - администрация) просят отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Волынской В.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации г. Ставрополя Шевченко Г.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, Каландин И.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости с кадастровым номером N определена актом Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" по состоянию на 28 февраля 2020 г. в размере N руб.
В обоснование своих требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта от 29 августа 2022 г. N, выполненный ООО " "данные изъяты"", согласно которому рыночная стоимость спорного объекта установлена по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости в размере N руб.
С целью определения действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости определением Ставропольского краевого суда от 21 сентября 2022 г. назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО " "данные изъяты"".
Согласно заключению эксперта названного экспертного учреждения от 28 октября 2022 г. N-Э/10/2022 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составила N руб.
Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", обоснованно установили кадастровую стоимость находящегося в собственности административного истца объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 февраля 2020 г. в размере N руб, исходя из выводов заключения эксперта ООО " "данные изъяты"" от 28 октября 2022 г. N 72-Э/10/2022.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему данные отношения, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Изложенные в кассационной жалобе администрации доводы относительно несогласия с результатом судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами экспертного заключения, в том числе в части правильности примененного подхода к определению рыночной стоимости объекта недвижимости, суду не представлялись.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" не является надлежащим ответчиком, несостоятельны, поскольку ГБУ СК "Ставкрайимущество" по настоящему делу является органом, определившим кадастровую стоимость вышеуказанных объектов, следовательно, правильно привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
При таких обстоятельствах изложенные в кассационных жалобах доводы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 22 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", администрации г. Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.