Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Козлова О.А, Корниенко Г.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по гражданскому делу по иску Гаджиевой Сайранат Рамазановны к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Дагестан о замене жилищного сертификата на новый, по кассационным жалобам Министерства финансов Российской Федерации, ГУ МЧС России по Республике Дагестан на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 декабря 2022 г.
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А,
УСТАНОВИЛА:
20 сентября 2019 г. Гаджиева С.Р. предъявила к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Дагестан исковые требования:
признать право Гаджиевой Сайранат Рамазановны на замену именного государственного жилищного сертификата от 21 июня 2018 г, серия А N0008848, выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76, 65 кв.м, обязать ответчика Минфин РД принять именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 г, серия А, N0008848, выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76, 65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв..м. и направить для замены на новый в Минфин РФ, обязать ответчика Минфин РФ заменить именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 г, серия А N0008848, выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны, на новый, с новым сроком действия - один год со дня выдачи на имя заявителя;
обязать, внести изменения в именной ГЖС, определив общую площадь в жилищном сертификате в размере 144 кв.м.
В обоснование иска указано, что в результате стихийного бедствия, имевшего место в г. Дербенте 9-10 октября 2012, обратившись с заявлением в Министерство финансов РД, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N982, 22 июня 2018 г. истец получила именной государственный жилищный сертификат серии А N0008848.
Ввиду отсутствия свободных жилых помещений в г. Дербенте, Министерством Строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД, в соответствии п. 16 вышеуказанного Постановления истцу было предложено приобрести по договору купли- продажи на первичном или вторичном рынке у физического или юридического лица жилые помещения.
Истцом были предприняты действия по изысканию квартиры, соответствующей условиям предоставления жилищного сертификата в г. Дербенте, однако, по объективным причинам, вовремя подать документы о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения истец не успела, в связи с чем, ею был пропущен годичный срок погашения сертификата, по причине чего, письмом министерства от 22 июля 2019 г. за N11-07.2-905 С, документы были возвращены ей с информацией о невозможности погашения жилищного сертификата.
Объективными причинами, повлиявшими на пропуск срока подачи документов, явились ухудшение здоровья истца, необходимость ухаживать за престарелой свекровью, необходимость выезда за пределы РД, в связи с заболеванием сына, время потраченное на изыскание квартиры, необходимостью замены паспорта по достижению 45-летнего возраста, на необходимость чего истцу было указано, заключение Договора купли- продажи квартиры, внесение изменений в Договор, подача документов на регистрацию права собственности.
Установленные Законом документы истцом были представлены в Минстрой РД 16 июля 2019 г, срок действия сертификата истек 21 июня 2019 г, поэтому деньги ответчиком на счёт продавца по договору купли-продажи квартиры, приобретённой истцом, перечислены не были.
Считает, что ею государственный жилищный сертификат не был реализован по объективным причинам, указанным выше, а также вследствие действия третьих лиц, в частности работника Минфина РД в лице работника отдела выдачи сертификатов Алика Джаватовича, отдела по организации управления и эксплуатации жилищного фонда Минстроя РД Алирзаева Бахтияра, которые несвоевременно и не надлежаще, как уполномоченные должностные лица, не исполнили свои обязанности, направленные на обеспечение реализации прав истца на разъяснение и получение государственной финансовой помощи.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2020 г. в удовлетворении исковых требований Гаджиевой С.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 3 августа 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2020 г. оставлено без изменения.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 3 августа 2020 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 9 марта 2021 г. исковые требования Гаджиевой С.Р. удовлетворены частично, за Гаджиевой С.Р. признано право на замену именного государственного жилищного сертификата. Постановлено обязать Минфин РД принять именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 г, серия А N0008848, выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76, 65 кв.м, и направить для замены на новый в Министерство финансов Российской Федерации, обязать Минфин РФ заменить указанный сертификат на новый, с новым сроком действия - один год со дня его выдачи. В удовлетворении остальной части иска Гаджиевой С.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 16 июля 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 9 марта 2021 г. оставлено без изменения.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 9 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 16 июля 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 18 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 декабря 2022 г. исковые требования Гаджиевой Сайранат Рамазановны удовлетворены частично и постановлено:
Признать право Гаджиевой Сайранат Рамазановны на замену именного государственного жилищного сертификата от 21 июня 2018 г, серия А N0008848, выданного на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76, 65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв.м.
Обязать Министерство финансов Республики Дагестан принять именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 г, серия А, N0008848, выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76, 65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв.м, и направить для замены на новый в Министерство финансов Российской Федерации.
Обязать Министерство финансов Российской Федерации заменить именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 г, серия А, N0008848, выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76, 65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв.м. - на новый, с новым сроком действия - один год со дня его выдачи на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны.
В удовлетворении остальной части иска Гаджиевой С.Р. - отказать.
В кассационных жалобах Министерства финансов Российской Федерации и ГУ МЧС России по Республике Дагестан поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, изучив материалы данного гражданского дела, выслушав объяснения явившегося представителя, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения судами с учетом доводов кассационной жалобы не допущены.
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В целях оказания государством помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате стихийных бедствий, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 гола N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", (далее - Постановление) предусмотрена выдача государственных жилищных сертификатов пострадавшим гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Пунктом 1 постановления N 561 установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной 43 комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации в месячный срок представить в Правительство Российской Федерации порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (п.3 постановления N 561).
На момент обращения истца в Министерство финансов Республики Дагестан за заменой государственного жилищного сертификата, реализация таких сертификатов осуществлялась в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Согласно п. 6 Порядка список граждан на получение государственного жилищного сертификата утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Срок действия сертификата составляет один год с даты выдачи гражданину Российской Федерации. По истечении указанного срока сертификат является недействительным (пункт 4 Порядка).
В случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов (пункт 13 Порядка).
Срок действия такого сертификата соответствует сроку действия ранее выданного сертификата, а в случае смерти владельца сертификата или члена семьи владельца сертификата, включенного в список, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи.
По смыслу законоположений, содержащих правовые гарантии возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу вследствие стихийных бедствий, посредством помощи в приобретении жилого помещения, государственная финансовая поддержка в приобретении жилья осуществляется с целью возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу стихийным бедствием, и, соответственно, должна быть оказана до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен.
При этом органы государственной власти, уполномоченные на осуществление финансовой поддержки указанной выше категории граждан, обязаны в полной мере обеспечить получение гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией.
Вместе с тем истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
В связи с этим обстоятельствами, имеющими юридическое значение для данного дела и подлежащими установлению в ходе судебного разбирательства, являются характер причин пропуска истцом срока реализации сертификата, взаимосвязь этих причин с действиями третьих лиц. в частности насколько своевременно и надлежаще уполномоченные должностные лица исполнили свои обязанности, направленные на обеспечение реализации прав граждан на получение государственной финансовой помощи.
Согласно пункту 6 Постановления N 561 в редакции, действовавшей на период возникновения чрезвычайной ситуации, Министерство финансов Российской Федерации было уполномочено Правительством Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2020 г. N 142 "О внесении изменений в Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 6 Постановления N 561 признан утратившим силу.
26 декабря 2019 г. принято постановление Правительства Российской Федерации N 1846 "Об утверждении Положения об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 1846), определяющее порядок подготовки и исполнения решений Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, истечение срока действия жилищного сертификата на приобретение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам, либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, вследствие чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 г. N561 "O государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек (в ред. от 22 ноября 2011 г.) на момент наступления чрезвычайной ситуации 10 октября 2012 г.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, в ночь с 9 на 10 октября 2012 г. в результате стихийного бедствия (ливневых дождей) домовладению Гаджиевой С.Р, расположенному по адресу: РД, г. Дербент, ул. 3ОС, Б/Р N 3, были причинены повреждения, приведшее его в непригодное состояние для проживания в нем и подлежащим сносу.
Министерством финансов РД в соответствии с Постановлением, выдан Гаджиевой С.Р. государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 г, серия А N 0008848 на приобретения жилья площадью 76, 65 кв. м.
Ввиду отсутствия свободных жилых помещений в г. Дербенте, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД. было предложено приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физического или юридического лица жилое помещение.
После получения сертификата в связи с достижением 45 летнего возраста, 21 декабря 2018 г. истцу был выдан новый паспорт, в связи с чем она обратилась в Министерство финансов Республики Дагестан с заявлением о замене жилищного сертификата на новый, ввиду замены паспорта, т.к. в сертификате имелись паспортные данные старого паспорта.
Однако Министерство финансов Республики Дагестан ограничилось лишь возвратом сертификата и копии нового паспорта по обращению Гаджиевой С.Р. для направления в Министерство финансов РФ, при этом не предприняв меры по его замене (заявление от 09.04.2019) и не разъяснив ей право на использования сертификата с новым паспортом.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Гаджиевой С.Р. частично, суд первой инстанции исходил из того, что данных о том, что Министерство финансов Республики Дагестан предлагало истцу представить выданный ей государственный жилищный сертификат с целью направления его в Министерство финансов Российской Федерации для замены на новый бланк государственного жилищного сертификата с новым сроком действия, в материалах дела не имеется, более того обращение Гаджиевой С.Р. о замене сертификата осталось без должного реагирования.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции посчитал что причины пропуска истцом срока реализации сертификата являются уважительными и связаны с ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностными лицами, органов исполнительной власти, по замене сертификата на новый в связи с заменой Гаджиевой С.Р. паспорта.
Министерство финансов Республики Дагестан как орган исполнительной власти в соответствии с вышеуказанным Порядком является уполномоченным органом на оказание финансовой помощи в субъекте Российской Федерации - в Республике Дагестан и должно было, получив от Гаджиевой С.Р. заявление о замене жилищного сертификата, принять необходимые меры по его замене, в частности направив все необходимые документы в Министерство финансов Российской Федерации, или разъяснить ей право на его реализацию с новым паспортом.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что пунктом 13 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 г. N 982 предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца в указанной части.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился, указав, что доводы ответчиков о том, что положения пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" устанавливающие полномочия Министерства финансов Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утратили силу и регулирующем на момент принятия указанного решения спорные правоотношения, поэтому решение является неисполнимым, несостоятельны.
Ссылка представителя на приведенные выше нормативные акты, принятые после выдачи сертификата, является необоснованной, т.к. истец просит заменить сертификат, а не выдать его как лицу, которое впервые обратилось за его получением. Данные нормативные акты подлежат применению к правоотношениям, возникшим после их принятия (ст. 4 ГК РФ).
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционных жалоб не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций, Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции учитывает, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу обжалуемых судебных постановлений, либо отклоненных судебными инстанциями, включая те из них, на которые Министерство финансов Российской Федерации и ГУ МЧС России по Республике Дагестан ссылаются в кассационных жалобах.
Несогласие Министерства финансов Российской Федерации и ГУ МЧС России по Республике Дагестан с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судов первой и апелляционной инстанций доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.