Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Тюрьковой Екатерины Александровны на вступившие в законную силу решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 16 января 2023 года, вынесенные в отношении администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия от 13 октября 2022 года администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Мордовия от 16 января 2023 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Тюрькова Е.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
ФИО7, администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче данной жалобы, возражений на нее не представили.
Изучение материалов дела, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что указанное юридическое лицо не исполнило требование неимущественного характера о предоставлении ФИО7 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенного жилого помещения, находящегося по месту жительства в городе Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, общей площадью не менее 33 кв.м, содержащееся в исполнительном документе, выданном Рузаевским районным судом Республики Мордовия 15 мая 2017 года на основании решения названного районного суда от 15 мая 2017 года, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 2 сентября 2022 года о назначении нового срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - в течение 10 дней со дня получения данного требования.
Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия, рассмотрев жалобу, поданную администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 21 ноября 2022 года постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 13 октября 2022 года отменил, производство по делу прекратил, в связи с отсутствием в деянии администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия состава вмененного административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда, оценив фактические обстоятельства дела, исходил из подтвержденных имеющимися в материалах дела доказательствами данных о том, что администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия были приняты все зависящие от нее необходимые меры для обеспечения исполнения вышеуказанного решения суда.
Судья Верховного суда Республики Мордовия, рассмотрев жалобу, поданную должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, на решение судьи районного суда в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласился.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, просит об отмене состоявшихся по настоящему делу об административных правонарушениях судебных актов, заявляя о необоснованном прекращении производства по делу.
Однако обжалуемые судебные акты по доводам жалобы отменены быть не могут.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что предыдущими судебными инстанциями допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела. Выводы предыдущих судебных инстанций, послужившие основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, соответствуют материалам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие с мотивами, приведенными в обоснование вывода об отсутствии в деянии администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия состава вмененного в вину юридическому лицу административного правонарушения, само по себе не может являться поводом к отмене состоявшихся по делу судебных актов, принятие подобного решения не согласуется с положениями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, жалоба врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Тюрьковой Е.А. на вступившие в законную силу решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 16 января 2023 года не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 16 января 2023 года, вынесенные в отношении администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Тюрьковой Екатерины Александровны - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.