Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Афанасьева А.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (далее - ГУФСИН России по Нижегородской области), федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области), ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области Бужака А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Афанасьев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 500 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что с 30 июля 2021 года по 21 сентября 2021 года содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в камерах NN 15/175, 5/72, которые находились в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии. Пребывание в камерах было несовместимо с человеческим достоинством, причинило существенный моральный вред и физические страдания, а именно в камерах было душно, грязно; туалет сломан, а имеющаяся перегородка исключала приватность, поскольку он находился в непосредственной близости с входной дверью, имеющей смотровой глазок; осужденные, обвиняемые, находящиеся в камере, курили, не работало радио; не был обеспечен постельными принадлежностями, а возможность посещать душ осуществлялась раз в 10 дней; прогулки осуществлялись в маленьких прогулочных двориках площадью 10 кв.м.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 сентября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России в части нарушения условий содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, не отвечающих коммунально-бытовым требованиям в период содержания Афанасьева А.Ю.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Афанасьева А.Ю. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 50 000 рублей.
В остальной части административных исковых требований Афанасьеву А.Ю. отказано.
В кассационной жалобе, поданной электронно 25 января 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 27 марта 2023 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить судебные акты в удовлетворенной части требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Обращают внимание, что переоборудование и капитальный ремонт камерных помещений возможны только в случае проведения общего капитального ремонта и реконструкции помещений и зданий ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, которое является объектом культурного наследия; представлений надзорных органов в адрес учреждения на ненадлежащие санитарно-бытовые условия в камерных помещениях, где содержался административный истец, не поступало. Указывают, что отсутствие в камерной карточке отметок о выдаче какого-либо вещевого довольствия не свидетельствует однозначно о его фактической невыдаче, поскольку отсутствие постельных принадлежностей неизбежно влечет определенный уровень дискомфорта при организации сна и необходимость ее получения путем обращения к должностным лицам. Действия администрации Учреждения направлены на создание благоприятных условий для подозреваемых, обвиняемых, осужденных: в камерном помещении N имелся телевизор. Административным истцом срок обращения в суд пропущен на 22 дня.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя административный иск в части, установив нарушения коммунально-бытовых условий содержания административного истца в оспариваемый им период и присуждая компенсацию в размере 50 000 рублей, суд ФИО2 инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда, исходил из того, что заявителю были несвоевременно выданы постельные принадлежности, матрас, подушка и одеяло. Афанасьев А.Ю. в учреждении содержался с 30 июля 2021 года, тогда как указанные предметы выданы только 10 августа 2021 года, что причинило ему определенные неудобства. Согласно фотоснимкам камерного помещения N 5/72 в период содержания Афанасьева А.Ю. в данной камере имелись значительные нарушения целостности покрытия стен и пола. При определении размера компенсации суд исходил из физических и психологических последствий для административного истца вследствие нахождения в ненадлежащих условиях содержания, характера и продолжительности нарушений.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют действующему законодательству.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
В кассационной жалобе не оспаривается отказ в удовлетворении требований в части. Мотивы такого решения подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Афанасьев А.Ю. осужден по "данные изъяты" лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области содержался с 30 июля 2021 года по 13 августа 2021 года в камере 15/175, площадью 7, 8 кв.м, в которой находилось от 1 до 2 человек (постельное белье и подушка отсутствовали); с 13 августа 2021 года по 21 сентября 2021 года - в камере 5/72, площадью 19.5 кв.м, в которой находилось от 2 до 3 человек по 21 сентября 2021 года. 21 сентября 2021 года убыл в распоряжение ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Из камерной карточки следует, что при себе Афанасьев А.Ю. имел две простыни и наволочку, однако другие постельные принадлежности (матрац, подушку, одеяло, простынь, наволочку) получил только 10 августа 2021 года, сданы 13 августа 2021 года.
В период содержания Афанасьева А.Ю. в камерном помещении N 5/72 имелись значительные нарушения целостности покрытия стен и пола; в зоне приватности установлена чаша "Генуя" с нарушением напольного покрытия, сантехническое оборудование изношено; плесень на стенах и потолке; пол не имеет деревянного покрытия, в камере требуется проведение ремонта (покраска, штукатурка стен, побелка потолка, замена санитарно-технического оборудования).
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что норма жилой площади в расчете на каждого осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - ПВР СИЗО).
Учитывая тот факт, что следственный изолятор не является исправительным учреждением, а лишь исполняет определенные его функции в отношении осужденных, в данном случае необходимо также применять нормы, установленные ПВР СИЗО, а также отдельные положения Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность следственных изоляторов УИС.
В соответствии с требованиями ПВР СИЗО, на период оформления учетных документов подозреваемые, обвиняемые и осужденные размещаются в камерах сборного отделения, которые оборудованы посадочными местами для содержания прибывающих и отправляемых лиц, заключенных под стражу, на срок не более одних суток, либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения.
Сборное отделение ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области предназначено для временного содержания лиц прибывающих и убывающих из учреждения и не предназначенного для проживания, вследствие чего не оборудовано кроватями.
В соответствии с пунктом 15 ПВР СИЗО, на период оформления учетных документов лица размешаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением.
Сборное отделение оборудовано:
-принудительной вытяжной вентиляцией с выводом вытяжных воздуховодов на крышу корпусного блока; принудительной приточной вентиляцией; в помещениях имеется отопление;
В сборном отделении согласно существующим нормам и правилам регулярно производится дезинфекция и дератизация.
Камерные помещения сборного отделения оборудованы: окном, лавкой (спальные места в камере не предусмотрены), подставкой под бак для питья, баком для питья с кружкой и тазиком (в соответствии с пунктом 43 ПВР СИЗО). При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности - бак с кипяченой водой находится на сборном отделении с кружкой в комнате обыска). Сан/узел в форме "чаши Генуя" отделяется перегородкой высотой 2 м от пола; камерное помещение оборудуется системой водоснабжения от городского водопровода холодной водой (давление воды от 1, 5 до 2, 0 кгс/см2).
Согласно частям 2, 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц, возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Давая оценку действиям административных ответчиков, суды первой и апелляционной инстанций, определяя размер компенсации, указали на то, что условия содержания Афанасьева А.Ю. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в период с 30 июля 2021 года по 21 сентября 2021 года не соответствовали установленным требованиям.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций о частичном удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Довод кассационной жалобы о том, что переоборудование и капитальный ремонт камерных помещений возможны только при проведении общего капитального ремонта здания изолятора, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не освобождает административного ответчика от исполнения обязанностей по обеспечению надлежащих условий содержания обвиняемых, подозреваемых и осужденных, а невыполнение указанных требований влечет негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья заключенных. Статус здания как объекта культурного наследия также не свидетельствует о невозможности проведения каких-либо работ по его приведению в соответствие с приведенными выше нормами материального права и с соблюдением положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Более того, установленные судами нарушения, за которые административному истцу взыскана компенсация, не относятся ни к капитальному ремонту, ни к реконструкции или переоборудованию непосредственно здания СИЗО-1.
Довод кассационной жалобы о пропуске административным истцом процессуального срока обращения с заявленными требованиями, не состоятелен, основан на ином толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено указанным Кодексом (часть 7).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
В данном случае Афанасьевым А.Ю. срок на обращение не пропущен.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела. Оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.