Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Ендовицкой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на решение Ленинского районного суда города Курска от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 31 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Курска к администрации муниципального образования "Город Курск" об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Курска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии городской межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов города Курска (далее - городская межведомственная комиссия) одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение), решений в отношении домов, расположенных в городе Курске по следующим адресам: ул. Семеновская, д. 3; ул. Золотая, д. 29; ул. Володарского, д. 40а; ул. Бойцов 9-й Дивизии, д. 101, д. 101а; ул. Красной Армии, д. 23; ул. Гайдара, д. 6, д. 19а; ул. Тускарная, д. 9; ул. Ватутина, д. 19; ул. Халтурина, д. 18а.
Просил возложить на администрацию города Курска в лице городской межведомственной комиссии обязанность провести оценку соответствия указанных многоквартирных домов требованиям, установленным Положением, с привлечением собственников помещений, представителей органов государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), а также специализированной организации, имеющей допуск к обследованию несущих конструкций, оказывающих влияние на безопасность, и на основании полученного заключения специализированной организации принять одно из предусмотренных п. 47 Положения решений.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в 2020 и 2021 годах в администрацию города Курска из государственной жилищной инспекции Курской области поступили заключения о неудовлетворительном техническом состоянии указанных многоквартирных домов, наличии у них значительного физического износа. Однако, несмотря на это, вопрос о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не разрешен, что грозит причинению вреда жизни и здоровью, а также имуществу лиц, проживающих в данных многоквартирных домах, и иных лиц.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 23 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением коллегии по административным делам Курского областного суда от 31 января 2023 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Курск", выразившееся в непринятии городской межведомственной комиссией одного из предусмотренных п. 47 Положения решений в отношении упомянутых многоквартирных домов.
На администрацию города Курска в лице городской межведомственной комиссии возложена обязанность провести оценку соответствия указанных многоквартирных домов в порядке, установленном п. 42 Положения, и принять решение в соответствии с п. п. 46 и 47 Положения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо, а именно, комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска, обратилось 15 марта 2023 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой (поступила 10 апреля 2023 года), в которой ставит вопрос об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, прекращении производства по делу.
Ссылается на неисполнение собственниками помещений многоквартирных домов обязанности представления в администрацию города Курска документов, предусмотренных п. 45 Положения, в том числе заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирных домов, без которых не может быть разрешен вопрос о признании данных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Указывает на отсутствие у прокурора права на обращение в суд, поскольку административное исковое заявление подано в интересах определенного круга лиц - жителей или владельцев помещений многоквартирных домов.
Полагает, что прокурором пропущен установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд.
На кассационную жалобу от прокуратуры Курской области поступили письменные возражения, в которых указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует и установлено судами, что жилые дома, расположенные в городе Курске по адресам: ул. Семеновская, д. 3; ул. Золотая, д. 29; ул. Володарского, д. 40а; ул. Бойцов 9-й Дивизии, д. 101, д. 101а; ул. Красной Армии, д. 23; ул. Гайдара, д. 6, д. 19а; ул. Тускарная, д. 9; ул. Ватутина, д. 19; ул. Халтурина, д. 18а, являются многоквартирными домами. Часть жилых помещений в данных многоквартирных домах (квартира N 3 в доме N 101, квартира N 5 в доме N 101а по ул. Бойцов 9-й Дивизии, квартиры N 1 и N 2 в доме N 19 по ул. Ватутина, квартира N 2 в доме N 29 по Золотой, квартиры N 1 и N 4 в доме N 23 по ул. Красной Армии, квартиры N 1, N 10 в доме N 3 по ул. Семеновской, квартира N 3 в доме N 9 по ул. Тускарной находятся в муниципальной собственности.
24 апреля 2020 года, 28 января 2021 года, 30 июня 2021 года, 18 и 19 октября 2021 года в администрацию города Курска поступили заключения государственной жилищной инспекции Курской области, из которых следует, что указанные многоквартирные дома находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, имеют значительный физический износ.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска в письмах от 25 мая 2020 года, от 5 февраля 2021 года, от 3 августа 2021 года, от 2 ноября 2021 года информировал государственную жилищную инспекцию Курской области, что для принятия решения о признании домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в соответствии с п. 45 Положения собственникам помещений направлены письма для предоставления в комиссию перечня документов, в том числе заключений специализированной организации, проводившей обследование многоквартирных домов.
29 октября 2021 года прокуратурой города Курска главе города внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в котором предложено в течение месяца со дня получения представления принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений закона, в том числе путем проведения оценки жилых помещений многоквартирных домов на соответствие установленным требованиям и принятия решения, предусмотренного п. 47 Положения.
Отвечая на представление письмом от 7 декабря 2021 года, администрация города Курска сообщила, что вышеуказанные дома исключены из региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в связи с превышением совокупной стоимости работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных сетей в расчете на 1 кв. м. площади. В комитет финансов города Курска направлена заявка о выделении дополнительных денежных средств на 2022 год для проведения обследования жилых домов в целях получения соответствующих заключений о техническом состоянии, после получения которых будут приняты решения в соответствии с Положением.
Разрешая заявленные прокурором административные исковые требования, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что администрация муниципального образования "Город Курск", в лице городской межведомственной комиссии, необоснованно уклонилась от принятия мер к разрешению вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу или реконструкции. Суды констатировали, что городская межведомственная комиссия была обязана рассмотреть заключения государственной жилищной инспекции Курской области, провести оценку их соответствия в порядке, установленном п. 42 Положения, и вынести предусмотренное п. 47 Положения решение, что выполнено не было.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ч. 4 ст. 15 поименованного Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Исходя из предписаний п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 (1) Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании, в частности, заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
При этом, согласно п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В нарушение приведенных норм права, как верно установлено нижестоящими судами, городская межведомственная комиссия при администрации города Курска какого-либо решения, предусмотренного п. 47 Положения, по обращению государственной жилищной инспекции Курской области не приняла, что обоснованно расценено судами как противоправное бездействие и основание для возложения на администрацию города Курска в лице городской межведомственной комиссии обязанности провести оценку указанных выше многоквартирных домов с принятием соответствующего решения.
Поскольку в городскую межведомственную комиссию обращались не собственники помещений многоквартирных домов, а орган государственного жилищного надзора, то комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения государственной жилищной инспекции Курской области в зависимость от представления собственниками заключения специализированной организации.
В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования данных домов.
Вопреки мнению заявителя кассационной жалобы, прокурор был вправе обратиться с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, для которых аварийное состояние дома может представлять опасность, не ограничен лицами, проживающими в таком доме.
Ссылка в кассационной жалобе на пропуск прокурором процессуального срока на обращение в суд также является несостоятельной, поскольку данный срок подлежит исчислению не с даты внесения прокурором в орган местного самоуправления представления, а с даты его неисполнения, то есть с момента, когда прокурору стало известно о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.