Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу М.Г.И. на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 21 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 6 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению М.Г.И. к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения М.Г.И. и его представителя Р.А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М.Г.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным постановление администрации Марксовского муниципального района Саратовской области (далее также - администрация) N 1044 от 3 июня 2022 года об отказе в предоставлении права аренды на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером N, общей площадью 723 697 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", примерно в 500 метрах в направлении на запад от земельного участка по адресу: "адрес", для сенокошения.
В обоснование административного иска указал, что ему отказано в предоставлении права аренды земельного участка, поскольку с таким заявлением обратилось лицо, не уполномоченное доверенностью на получение муниципальной услуги и лицо, не имеющее право на приобретение земельного участка общей площадью 723 697 кв. м, без проведения торгов (граждане вправе претендовать на право аренды земельного участка для сенокошения без проведения торгов площадью, не превышающей 2, 0 га). Считает данный отказ незаконным, поскольку в доверенности, выданной ООО "Закон Успеха", предусмотрены необходимые полномочия для оформления в собственность или аренду спорного земельного участка. Кроме того, ограничения по размеру площади земельного участка в отношении арендаторов земель сельскохозяйственного назначения запрещены законом.
Решением Марксовского городского суда Саратовской области от 21 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 6 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 февраля 2023 года, М.Г.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что исходя из вида разрешенного использования спорного земельного участка - сенокошение, он относится к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с чем является ошибочным вывод суда о том, что данный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Считает, что его доводы о принятии оспариваемого постановления с превышением установленных законом полномочий, отсутствии предусмотренных земельным законодательством оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка судебной оценки не получили. Полагает, что судами необоснованно не применены при разрешении дела положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которыми установлен запрет на ограничение размера площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве аренды у одного арендатора.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, урегулированы Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве).
В силу положений статьи 2 названного закона личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (пункт 1).
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2).
В соответствии со статьей 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт 1).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (пункт 3).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность (ином праве) из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 4).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0, 5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (пункт 5).
Статьей 7 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 122-ЗСО "О земле" (далее Закон Саратовской области о земле) установлен максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство - 2 га.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 января 2021 года N 124-О, подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков.
В свою очередь положение закона, устанавливающего нормы предоставления земельных участков, принятое законодателем субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации пункта 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве, устанавливает гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале N площадью 723 697 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 500 метрах в направлении на запад от земельного участка по адресу: "адрес", из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (сенокошение).
Постановлением администрации от 7 апреля 2021 года N 613 внесены изменения в постановление администрации от 17 февраля 2020 года N 241 (в пункте 1 указана территориальная зона - СХН-1; слова "для сельскохозяйственного использования (сенокошение)" заменено словами - "сенокошение").
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, общая площадь 723 697 кв. м, расположен по адресу: "адрес", примерно в 500 метрах в направлении на запад от земельного участка по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: "сенокошение" (расположен за границами населенного пункта).
11 апреля 2022 года представитель М.Г.И. по доверенности обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду без проведения торгов сроком на три года на основании пункта 19 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации под сенокошение.
Постановлением администрации от 3 июня 2022 года N 1044 М.Г.И. в предоставлении земельного участка отказано на основании части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 1, пункта 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, пункта 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве, статьи 7 Закона Саратовской области о земле, в связи с тем, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (граждане вправе претендовать на право аренды земельного участка для сенокошения без проведения торгов площадью, не превышающей 2, 0 га); с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное представленной доверенностью на получение данной муниципальной услуги.
Согласно справке администрации Приволжского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области от 21 июля 2022 года N 376 М.Г.И. не является главой крестьянско-фермерского хозяйства; в личном подсобном хозяйстве имеется - 2 лошади, 12 голов крупного рогатого скота.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закона о личном подсобном хозяйстве, Закона Саратовской области о земле, исходил из того, что общая площадь земельного участка, который просил предоставить административный истец без проведения торгов, превышает максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и который установлен в размере 2 га; кроме того, с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное представленной доверенностью на получение муниципальной услуги. В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к выводу том, что у администрации отсутствовали законные основания для предоставления М.Г.И. в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется, поскольку они основаны установленных по делу обстоятельствах, нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и имеющихся по делу доказательствах, которым судами дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суды, правильно применив приведенные выше правовые нормы, с учетом фактических обстоятельств дела, обоснованно указали, что М.Г.И, имея личное подсобное хозяйство, не являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, не вправе претендовать на предоставление ему без торгов испрашиваемого земельного участка площадью 723 697 кв. м ввиду максимально установленного размера предоставления такого земельного участка действующим законодательством, в том числе и Законом Саратовской области о земле - 2 га.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном неприменении судом положений Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которым установлен запрет на ограничение размера площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве аренды у одного арендатора, были проверены судом апелляционной инстанции, мотивированно отклонены, а потому в дополнительной аргументации не нуждаются.
Кроме того, иное толкование заявителем жалобы норм закона, а также иная оценка установленных судами доказательств и имеющихся по делу доказательств не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Ссылка заявителя в жалобе на ошибочность выводов судов о законности отказа в предоставлении земельного участка по тому основанию, что с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное доверенностью на получение муниципальной услуги, притом, что судом представитель П.А.М был допущен к участию в деле на основании той же доверенности, не влечет иного исхода дела, поскольку оспариваемым решением административного ответчика М.Г.И. отказано в предоставлении земельного участка в аренду не только по названому основанию.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Марксовского городского суда Саратовской области от 21 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 6 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.Г.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.