Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А. и Водяниковой М.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Перемышльского района Калужской области в интересах Тарасова Н.М. к администрации сельского поселения "Деревня Покровское", администрации муниципального района "Перемышльский район", Калужской области в лице Министерства финансов Калужской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по кассационной жалобе Министерства финансов Калужской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 26 сентября 2022г.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, возражения прокурора Вялковой Т.А, полагавшей судебное постановление законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Перемышльского района Калужской области в интересах Тарасова Н.М. обратился с иском, в котором просил обязать администрацию сельского поселения "Деревня Покровское" предоставить Тарасову Н.М. благоустроенную, пригодную для проживания квартиру общей площадью не менее 28 кв.м в границах муниципального образования сельского поселения "Деревня Покровское" по договору социального найма; обязать администрацию муниципального района "Перемышльский район" осуществить финансирование выполнения администрацией сельского поселения "Деревня Покровское" мероприятий по предоставлению Тарасову Н.М. жилого помещения.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Калужская область в лице министерства финансов Калужской области.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 17 июня 2022 г. иск к администрации сельского поселения "Деревня Покровское", администрации муниципального района "Перемышльский район" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального удовлетворен, на администрацию сельского поселения "Деревня Покровское" возложена обязанность предоставить Тарасову Н.М. благоустроенную, пригодную для проживания квартиру общей площадью не менее 28 кв.м в границах муниципального образования сельского поселения "Деревня Покровское" по договору социального найма; на администрацию муниципального района "Перемышльский район" возложена обязанность осуществить финансирование выполнения администрацией сельского поселения "Деревня Покровское" мероприятий по предоставлению Тарасову Н.М. жилого помещения. В иске прокурора к Калужской области в лице министерства финансов Калужской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 26 сентября 2022г. решение Козельского районного суда Калужской области от 17 июня 2022 г. отменено в части возложения на администрацию муниципального района "Перемышльский район" обязанности осуществить финансирование выполнения администрацией сельского поселения "Деревня Покровское" мероприятий по предоставлению Тарасову Н.М. жилого помещения и в части отказа в удовлетворении указанного требования к Калужской области в лице министерства финансов Калужской области.
В данной части принято новое решение, которым на Калужскую область в лице министерства финансов Калужской области возложена обязанность осуществить финансирование выполнения администрацией сельского поселения "Деревня Покровское" мероприятий по предоставлению Тарасову Н.М. жилого помещения.
В удовлетворении требования о возложении на администрацию муниципального района "Перемышльский район" обязанности осуществить финансирование выполнения администрацией сельского поселения "Деревня Покровское" мероприятий по предоставлению Тарасову Н.М жилого помещения отказано.
В остальном решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство финансов Калужской области просит апелляционное определение, состоявшееся по делу, изменить в части возложения на министерство финансов Калужской области обязанности по предоставлению Тарасову Н.М. жилого помещения, отказав в удовлетворении требований к министерству финансов Калужской области в полном объеме.
В возражениях на кассационную жалобу администрация муниципального района "Перемышльский район" просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Также администрация муниципального района указывает на исполнение решение суда по предоставлению Тарасову Н.М. жилого помещения за счет средств Калужской области, предоставленных министерством финансов области.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Как установлено судом, Тарасов Н.М. является инвалидом второй группы, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 987н от 29 ноября 2012 года, и имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с перечнем заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 991н от 30 ноября 2012 года.
Постановлением администрации сельского поселения "Деревня Покровское" N 58 от 21 марта 2015 года Тарасов Н.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации сельского поселения "Деревня Покровское" N 20 от 23 мая 2022 года внесены изменения в постановление N 58 от 21 марта 2015 года, Тарасов Н.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обращаясь с настоящим иском, прокурор указывал на то, что Тарасов Н.М, обладающий правом на внеочередное предоставление жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Возлагая на администрацию сельского поселения "Деревня Покровское" обязанность предоставить Тарасову Н.М. во внеочередном порядке благоустроенное, пригодное для проживания общей площадью не менее 28 кв.м жилое помещение в границах муниципального образования сельского поселения по договору социального найма, суд первой инстанций исходил из того, что каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у истца, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. С учетом раздела 1 и 3 соглашения N1 о передаче полномочий по решению вопроса местного значения от 30 декабря 2021г, суд возложил на администрацию муниципального района "Перемышльский район" обязанность по осуществлению финансирования на выполнение администрацией сельского поселения мероприятий по предоставлению истцу жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции с учетом положений статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункта 5 части 1 статьи 50, статей 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", позиции Верховного Суда Российской Федерации, разъяснений изложенных в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, пришел к выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации, - в данном случае Калужская область в лице министерства финансов Калужской области.
В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части возложения на администрацию муниципального района "Перемышльский район" обязанности осуществить финансирование администрации сельского поселения "Деревня Покровское" мероприятий по предоставлению Тарасову Н.М. жилого помещения и в части отказа в удовлетворении указанного требования к Калужской области в лице Министерства финансов Калужской области, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении требований к последнему.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Довод министерства о том, что оно не наделено полномочиями по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, подлежит отклонению, поскольку на министерство такая обязанность по преставлению Тарасову Н.М. жилья не возлагалась.
С учетом приведённых выше норм права о том, что финансирование расходов, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, осуществляется за счет субъекта Российской Федерации, выводы суда об источнике финансирования данного расходного обязательства и удовлетворении требований в этой части к ответчику - Калужской области в лице министерства финансов Калужской области являются правильными.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит Российской Федерации предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 26 сентября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.