Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2023 года гражданское дело N 2-1154/2022 по иску Свистушкова Алексея Сергеевича к Государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоплаченной компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (правопреемник Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав с использованием систем веб-конференции VideoMost пояснения представителя Свистушкова А.С. - Козаковой О.В, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, пояснения третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии" Дмитроченковой М.А, полагавшего обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
Свистушков А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоплаченной компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 июня 2022 года исковые требования Свистушкова А.С. удовлетворены частично. Постановлено взыскать в пользу Свистушкова А.С. с Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 283 333 рублей 33 копеек, расходы по госпошлине - 14 617 рублей, нотариальные расходы 190 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
В связи с реорганизацией Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на основании части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией удовлетворено ходатайство представителя ответчика о замене ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области.
В поданной кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Свистушков А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании МСЭ-014 N N от 6 апреля 2004 года признан инвалидом "данные изъяты" группы вследствие военной травмы.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 4 февраля 2016 года Свистушков А.С. должен быть обеспечен ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ такими техническими средствами реабилитации, как: чехол на культю бедра из полимерного материала (силиконовый) - 1 шт. 1 раз в год; обувь на протез 2 пары в год; протез бедра модульный с внешним источником энергии 1 шт. 1 раз в 2 года, ремонт по мере необходимости; трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения - 1 шт. 1 раз в год; чехол на культю бедра шерстяной - 2 пары в год, косметическая оболочка на протез нижней конечности - 1 шт. 1 раз в год.
Заключением медико-технической комиссии N 23-180321 от 18 марта 2021 года ООО "Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии" установлено, что имеющийся у Свистушкова А.С. протез требует замены и пациент ограничен в возможности вести активный образ жизни. При этом у пациента имеются медицинские и социально-бытовые показания для изготовления и обеспечения протезом бедра модульный с внешним источником энергии со следующими техническими характеристиками: материал приемной гильзы - приемная гильза индивидуальная, 2 пробные гильзы, крепление вакуумное, коленный модуль со способностью интеллектуального реагирования на различные ситуации в каждодневном использовании, с функцией оптимизированной физиологической ходьбы, с возможностью подниматься по лестнице переменным шагом без активного приводного механизма, с функцией безопасной ходьбы назад, со специальным беговым режимом для занятий спортом, водонепроницаемый, для повышенного уровня нагрузок, стопа из гибкого композиционного материала на основе карбонового волокна с разделенной передней частью усиленная пылевлагозащищенная, тип протеза - постоянный.
24 апреля 2021 года истец заключил договор с ООО "Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии" на оказание платных услуг по изготовлению технических средств реабилитации, а именно протеза бедра модульного с внешним источником - энергии, стоимость изготовляемого изделия установлена в размере 4 200 000 рублей, которые были оплачены истцом в полном объеме.
Изготовленный протез передан Свистушкову А.С. 4 июня 2021 года по акту приема-передачи.
28 июня 2021 года Свистушков А.С. обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра модульный с внешним источником энергии в соответствии с ИПР от 4 февраля 2016 года.
5 июля 2021 года ответчиком принято решение о предоставлении Свистушкову А.С. государственной услуги по выплате компенсации расходов 8-07-12 протеза бедра с микропроцессорным управлением в сумме 2 916 666 рублей 67 копеек по последней государственной закупке от 10 ноября 2020 года.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Свистушкова А.С, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 10, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" пришел к выводу о том, что Свистушков А.С. имеет право на компенсацию расходов за приобретенное им техническое средство реабилитации (протез бедра модульный с внешним источником энергии) в полном размере. При этом суд исходил из того, что истец после истечения срока пользования ранее оплаченного Фондом социального страхования Российской Федерации протеза самостоятельно приобрел протез, который был ему рекомендован ООО "Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии", стоимость приобретенного им протеза нельзя определить по стоимости протеза, который закупался ответчиком по государственному контракту от 10 ноября 2020 года, поскольку он обладает иными характеристиками, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 283 333 рублей 33 копеек.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г, регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г, регистрационный N 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка, в редакции, действовавшей на момент обращения истца в отделение Фонда за выплатой компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации).
В соответствии с Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N 86н, раздел 8-07 "Протезы нижних конечностей" включает, в том числе позиции 8-07-10 "Протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии", 8-07-11 "Протез при вычленении бедра модульный", 8-07-12 "Протез бедра модульный с микропроцессорным управлением", 8-07-13 "Протез при вычленении бедра модульный с микропроцессорным управлением".
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации).
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в отделение Фонда за выплатой компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации) размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 7 Порядка, определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящего порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида путем сопоставления наименование технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченным органам по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не предусмотрена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Свистушков А.С. нуждается в техническом средстве реабилитации - протез бедра модульный с внешним источником энергии. Указаний на какие-либо дополнительные функции протеза в индивидуальной программе реабилитации Свистушкова А.С. не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.
Между тем Свистушковым А.С. приобретен протез бедра модульный с внешним источником энергии с дополнительными функциями, а именно вакуумное крепление протеза на культе пациента, для занятия различными видами спорта, с возможностью подъема и спуска по лестнице переменным шагом, с функцией безопасной ходьбы назад, со специальным беговым режимом для занятия спортом, стопа из гибкого композиционного материала пылевлагозащитная и т.д, чем предусмотренный индивидуальной программой реабилитации.
По смыслу части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ).
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только документом, указанным в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно - индивидуальной программой реабилитации инвалида.
С учетом изложенного, по данному делу, исходя из содержания подлежащих применению норм права, суду для правильного разрешения спора следовало установить следующие юридически значимые обстоятельства: какие технические средства реабилитации рекомендованы инвалиду Свистушкову А.С. индивидуальной программой реабилитации, к какому виду они относятся в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий), утвержденной Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N 86н, и какие технические средства реабилитации приобретены уполномоченным органом по государственному контракту; к какому виду технических средств реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации относится самостоятельно приобретенный истцом протез бедра модульный; последнее по времени размещение заказа на поставку соответствующих технических средств реабилитации, информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу http//:www.zakupki.gov.ru, проведенное уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на дату подачи истцом заявления о выплате ему компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации; какова стоимость закупленных уполномоченным органом технических средств реабилитации, соответствующих виду технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных Свистушковым А.С.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Свистушкова А.С. неправильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и в нарушение положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, приняли в качестве допустимого доказательства заключение ООО "Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии", содержащее описание протеза с дополнительными функциями, в связи с чем посчитали установленным, что Свистушков А.С. нуждается в протезе, который им приобретен в ООО "Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии", и пришли к ошибочному выводу о том, что стоимость этого протеза подлежит компенсации в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.