Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2023 года гражданское дело N 2-1137/2022 по иску Роговой Татьяны Сергеевны к Государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоплаченной компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (правопреемник Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав с использованием систем веб-конференции VideoMost пояснения представителя Роговой Т.С. - Прилуцкой Т.М, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Рогова Т.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоплаченной компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 3 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований Роговой Т.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 3 февраля 2022 года отменено, принято по делу новое решение. Постановлено взыскать с ГУ -Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Роговой Т.С. недоплаченную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 665 998 рублей 33 копеек, расходы по оплате услуг нотариуса в размере 190 рублей.; возвратить Роговой Т.С. государственную пошлину, уплаченную 18 октября 2021 года при подаче иска в размере 16 530 рублей.
В связи с реорганизацией Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на основании части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией удовлетворено ходатайство представителя ответчика о замене ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области.
В поданной кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Рогова Т.С. является инвалидом с детства, установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно.
Как следует из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, карта N N к акту освидетельствованию N N от 10 марта 2015 года, разработанной Бюро N 3 - филиал ФКУ "Главного бюро МСЭ по Нижегородской области" Минтруда России, у Роговой Т.С. установлена нуждаемость в протезе бедра модульном с внешним источником энергии в количестве 1 шт. бессрочно.
4 марта 2021 года Роговой Т.С. заключен договор N 7 с ООО "ОТТО БОКК-Нижний Новгород", в соответствии с условиями которого исполнитель обязался провести протезирование Роговой Т.С. Стоимость оговоренных настоящим договором услуг исполнителя по протезированию указана в счете на оплату N 7 от 4 марта 2021 года и составляет 4 582 665 рублей. Данная денежная сумма должна быть переведена на расчетный счет исполнителя в форме 100% предоплаты.
Согласно представленному в материалы дела чеку-ордеру от 3 апреля 2021 года истцом оплачена сумма в размере 4 582 665 рублей за указанное техническое средство.
30 апреля 2021 года техническое средство реабилитации - протез бедра модульный с внешним источником энергии передан Роговой Т.С. ООО "ОТТО БОКК-Нижний Новгород", о чем сторонами подписан акт сдачи-приемки технического средства реабилитации (ТСР).
20 мая 2021 года Рогова Т.С. обратилась в филиал N 24 Нижегородского регионального отделения с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра модульный с внешним источником энергии в количестве 1 шт, приложив к заявлению договор от 4 марта 2021 года N 7, заключенный Роговой Т.С. с ООО "ОТТО БОКК-Нижний Новгород", акт сдачи-приемки протезно-ортопедических изделий от 30 апреля 2021 года, счет на оплату N 7 от 4 марта 2021 года, чек-ордер о перечислении денежных средств.
Из решения Филиала N 24 ГУ - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 5200 6359186/1028558 от 8 июля 2021 года о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия, следует, что комиссия решилапредоставить Роговой Т.С. государственную услугу по выплате компенсации расходов, 8-07-12 протез бедра модульный с микропроцессорным управлением в сумме 2 916 666 рублей 67 копеек.
В соответствии с приказом от 8 июля 2021 года N 3478-ТС о выплате компенсации, Роговой Т.С. перечислена компенсация за приобретенный протез бедра с внешним источником энергии в сумме 2 916 666 рублей 67 копеек. Оплата произведена 19 июля 2021 года, что подтверждается платежным поручением N 131560.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Роговой Т.С, суд первой инстанции пришел к выводу, что компенсация за купленный протез в полном объеме взысканию не подлежит, поскольку на момент обращения Роговой Т.С. за компенсацией расходов в Приволжском федеральном округе действовал государственный контракт N N от 10 ноября 2020 года, на основании которого истцу была перечислена компенсация за приобретенный протез бедра с внешним источником энергии в сумме 2 916 666 рублей 67 копеек, нуждаемость истца в протезе бедра модульном с внешним источником энергии, обладающем иными техническими характеристиками в индивидуальной программе реабилитации истца не отражена.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции со ссылкой на статьи 10, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" пришел к выводу о том, что Рогова Т.С. имеет право на компенсацию расходов за приобретенное ею техническое средство реабилитации (протез бедра) в полном размере. При этом суд исходил из того, что в действиях Роговой Т.С. не усматривается злоупотребление правом, направленное на извлечение для себя дополнительной выгоды, поскольку истец после истечения срока пользования ранее оплаченного Фондом социального страхования Российской Федерации протеза самостоятельно приобрела и установилааналогичный протез, который ей необходим для выполнения служебных обязанностей в должности "данные изъяты", стоимость приобретенного ею протеза нельзя определить по стоимости протеза, который закупался ответчиком по государственному контракту от 10 ноября 2020 года, поскольку он обладает иными характеристиками, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 665 998 рублей 33 копеек (4 582 665 рублей - 2 916 666 рублей 67 копеек).
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г, регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г, регистрационный N 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка, в редакции, действовавшей на момент обращения Роговой Т.С. в отделение Фонда за выплатой компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации).
В соответствии с Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N 86н, раздел 8-07 "Протезы нижних конечностей" включает, в том числе позиции 8-07-10 "Протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии", 8-07-11 "Протез при вычленении бедра модульный", 8-07-12 "Протез бедра модульный с микропроцессорным управлением", 8-07-13 "Протез при вычленении бедра модульный с микропроцессорным управлением".
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации).
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения Роговой Т.С. в отделение Фонда за выплатой компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации) размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 7 Порядка, определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящего порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида путем сопоставления наименование технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченным органам по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не предусмотрена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Рогова Т.С. нуждается в техническом средстве реабилитации - протез бедра модульный с внешним источником энергии. Указаний на какие-либо дополнительные функции протеза в индивидуальной программе реабилитации Роговой Т.С. не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.
Между тем Роговой Т.С. приобретен протез бедра модульный с внешним источником энергии с дополнительными функциями, а именно с несущей скелетированной приемной гильзой из слоистого пластика, с функцией автоматической подстройки коленного шарнира под скорость и условия ходьбы пациента, с режимом, дающим пациентам подниматься по лестнице и наклонной плоскости переменным (не приставным) шагом, с режимом полной фиксации под любым углом, водонепроницаемый и т.д, чем предусмотренный индивидуальной программой реабилитации.
По смыслу части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ).
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только документом, указанным в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно - индивидуальной программой реабилитации инвалида.
С учетом изложенного, по данному делу, исходя из содержания подлежащих применению норм права, суду для правильного разрешения спора следовало установить следующие юридически значимые обстоятельства: какие технические средства реабилитации рекомендованы инвалиду Роговой Т.С. индивидуальной программой реабилитации, к какому виду они относятся в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий), утвержденной Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N 86н, и какие технические средства реабилитации приобретены уполномоченным органом по государственному контракту; к какому виду технических средств реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации относится самостоятельно приобретенный истцом протез бедра модульный; последнее по времени размещение заказа на поставку соответствующих технических средств реабилитации, информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу http//:www.zakupki.gov.ru, проведенное уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на дату подачи Роговой Т.С. заявления о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации; какова стоимость закупленных уполномоченным органом технических средств реабилитации, соответствующих виду технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных Роговой Т.С.
Между тем суд апелляционной инстанции при рассмотрении исковых требований Роговой Т.С. неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и в нарушение положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, принял в качестве допустимого доказательства заключение ООО "ОТТО БОКК-Нижний Новгород", содержащее описание протеза, приобретенного по государственному контракту и протеза, самостоятельно приобретенного истцом с дополнительными функциями, в связи с чем посчитал установленным, что Рогова Т.С. нуждается в протезе, который приобретен ею в ООО "ОТТО БОКК-Нижний Новгород" и пришел к ошибочному выводу о том, что стоимость этого протеза подлежит компенсации в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.