Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Шмакова И.А., действующего в интересах акционерного общества "Ямалкоммунэрго" на основании доверенности на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача в г. Новый Уренгой, Тазовском районе N 119 от 14 июля 2022 года и решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэрго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача в г. Новый Уренгой, Тазовском районе N 119 от 14 июля 2022 года, решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2022 года, оставленным без изменения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2022 года, акционерное общество "Ямалкоммунэрго" (далее - АО "Ямалкоммунэрго", Общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитником ставится вопрос об отмене актов должностного лица и судьи городского суда, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ, ФЗ N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В статье 18 Закона N 52-ФЗ установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1 статьи 1 Закона N 52-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 названной статьи).
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (абзац 2 пункта 4 статьи 18 Ф Закона N 52-ФЗ).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ).
Аналогичные требования закреплены в пункте 1.5 санитарных правил "СП 1.1.1058-01 Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. N 18 (далее - СП 1.1.1058-01).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПин 2.1.3684-21).
Согласно пункту 77 СанПин 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с приложениями N 2 - N 4 к данным санитарным правилам.
Пунктом 3 приложения N 2 к СанПин 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, являющиеся водопользователями, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды источника (источников) питьевого водоснабжения по перечню химических веществ, которые потенциально могут присутствовать в источнике водоснабжения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяют СанПиН 2.1.4.1110-02 (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (абзац 2 названного пункта).
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Названными санитарными правилами предусмотрено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, который включает определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (пункт 1.6).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании решения ТО Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе от 25 апреля 2022 г, Управлением Роспотребнадзора проведена плановая выездная проверка по фактическим адресам осуществления деятельности Общества: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский, ул. Геофизиков, д. 1, филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в п. Тазовский, ул. Геофизиков д. 1А, РММ, водозаборы "Пионерный", "Геофизиков", "Совхоз", "Аэропорт", "Рыбозавод", п. Тазовский, ул. Геофизиков, д. 1, ВОСы, КОС, с. Газ-Сале, ВОС-500, в рамках которой были выявлены нарушения:
- нарушение требований ст. 18, пункта 3 ФЗ N 52 - отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (река Таз) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- в нарушение пункта 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, пункта 105 СанПиП 2.1.3684-21 - на Водозаборе "Рыбзавод" территория первого пояса ЗСО не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной;
- в нарушение требований ст. 11, ст. 19 ФЗ N 52 гл. 3, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" - в пробе питьевой воды, отобранной 24.05.2022 г, место отбора - АО "Ямалкоммунэнерго", Газовский район, п. Газовский, ВОС- 500 "Рыбзавод", ХВС (после очистки), показатель мутность составляет 4, 6?0, 9 ЕМФ, при допустимом уровне - не более 2, 6 ЕМФ; алюминий в пробе составляет более 0, 56 мг/л, при допустимом уровне - не более 0, 2 мг/л; железо в пробе составляет 0, 38?0, 08 мг/л, при допустимом уровне - не более 0, 3 мг/л; что не соответствует требованиям главы 3, таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685- 21, протокол испытаний N 9050 от 31.05.2022 г.;
- в пробе питьевой воды, отобранной 24.05.2022 г.; место отбора - АО "Ямалкоммунэнерго", Тазовский район, п. Тазовский, ВОС-500 "Совхоз", ХВС (после очистки), показатель мутность составляет 4, 6?0, 9 ЕМФ, при допустимом уровне - не более 2, 6 ЕМФ; железо в пробе составляет 0, 34?0, 07 мг/л, при допустимом уровне - не более 0, 3 мг/л; что не соответствует требованиям главы 3, таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, протокол испытаний N 9051 от 31.05.2022 г.;
- в пробе питьевой воды, отобранной 24.05.2022 г.; место отбора - АО "Ямалкоммунэнерго", Тазовский район, п. Тазовский, ВОС-500 "Геофизиков", ХВС (после очистки), показатель мутность составляет 3, 5?0, 7 ЕМФ, при допустимом уровне - не более 2, 6 мг/л; алюминий в пробе составляет 0, 36?0, 07 мг/л, при допустимом уровне - не более 0, 2 мг/л; что не соответствует требованиям главы 3, таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, протокол испытаний N 9052 от 31.05.2022 г.;
- в пробе питьевой воды, отобранной 24.05.2022 г.; место отбора - АО "Ямалкоммунэнерго", Тазовский район, п. Тазовский, ул. Геофизиков, д. 1, ВОС-1000, ХВС (после очистки), показатель мутность составляет 5, 9?1, 2 ЕМФ, при допустимом уровне - не более 2, 6 мг/л; марганец в пробе составляет 0, 161?0, 024 мг/л, при допустимом уровне - не более 0, 1 мг/л; железо в пробе составляет 0, 62?0, 12 мг/л, при допустимом уровне - не более 0, 3 мг/л, что не соответствует требованиям главы 3, таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685- 21, протокол испытаний N 9053 от 31.05.2022 г.
Указанные обстоятельства нарушения санитарно-эпидемиологических требований послужили основанием для привлечения АО "Ямалкоммунэнерго" к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных решениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена нижестоящими судом в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление главного государственного санитарного врача в г. Новый Уренгой, Тазовском районе N 119 от 14 июля 2022 года и решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2022 года, решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Шмакова И.А.- без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.