Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника Юнусова Джумахона Джаборовича - адвоката Полянского Руслана Витальевича на вступившее в законную силу постановление судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 26 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юнусова Джумахона Джаборовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 26 декабря 2019 года гражданин "данные изъяты" "данные изъяты" Юнусов Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного и контролируемого выезда из Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Челябинской области.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Юнусова Д.Д. - Полянский Р.В. выражает несогласие с указанным выше судебным актом, просит его изменить, исключить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в суд кассационной инстанции 13 апреля 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом положений части второй этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 25 декабря 2019 года в 12 часов 20 минут по адресу: г. Челябинск, ул. Российская, 36 выявлен гражданин "данные изъяты" "данные изъяты" Юнусов Д.Д, "данные изъяты" года рождения, который прибыл на территорию Российской Федерации 03 мая 2017 года, не оформил патент на работу, разрешение на временное проживание либо вид на жительство, по окончанию срока временного пребывания не выехал за пределы Российской Федерации. Тем самым, Юнусов Д.Д. допустил нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Факт совершения Юнусовым Д.Д. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Юнусова Д.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Юнусова Д.Д. в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения. Вопреки доводам жалобы, объективная сторона совершенного правонарушения в протоколе отражена. Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 51 Конституции Российской Федерации, Юнусову Д.Д. разъяснены, разъяснено право на услуги переводчика. Копия протокола вручена в установленном законом порядке. Правом дать объяснения Юнусов Д.Д. воспользовался.
Доводы жалобы защитника о наличии оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов для устранения недостатков, подлежат отклонению. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для возвращения протокола, судьей районного суда при принятии дела об административном правонарушении к производству обоснованно не установлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Вопреки доводам жалобы, при назначении наказания требования закона соблюдены. Наказание Юнусову Д.Д. в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При вынесении постановления баланс публичных и частных интересов нарушен не был.
Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Юнусову Д.Д. этой меры ответственности, а также её соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
На момент рассмотрения судьей районного суда указанного дела, доказательств существования прочных и устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации в материалы дела представлено не было.
Из письменных объяснений Юнусова Д.Д. от 25 декабря 2019 года, данных им после разъяснения должностным лицом ему положений статьи 51 Конституции Российской Федерации и 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что Юнусов Д.Д. близких родственников имеющих гражданство Российской Федерации не имеет, все родственники проживают на территории "данные изъяты" "данные изъяты", собственности на территории Российской Федерации не имеет, прибыл в Российскую Федерацию 03 мая 2017 года, не встал на миграционный учет по месту пребывания в связи с отсутствием денежных средств, не оформлял патент на работу, паспорт был украден в июне, с заявлением о восстановлении паспорта в консульство "данные изъяты" "данные изъяты" не обращался (л.д.4).
Таким образом, приведенные в жалобе доводы защитником о том, что на территории Российской Федерации проживают отец, мать и сестра Юнусова Д.Д, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также представленные к жалобе копии свидетельств о рождении, выписки из ЕГРН о зарегистрированном праве Юнусовой М.Д. на объект недвижимости 07 октября 2022 года, копии паспортов граждан Российской Федерации, выданных в 2021-2023 годах, то есть после вступления в законную силу постановления судьи районного суда от 26 декабря 2019 года, не свидетельствуют о наличии таких прочных семейных связях на территории Российской Федерации на момент рассмотрения дела судьей районного суда, которые делали безусловно невозможным применение в отношении Юнусова Д.Д. такой меры ответственности, как административное выдворение, и свидетельствовали бы о необоснованном вмешательстве публичных властей в личную и семейную жизнь данного лица.
При таких обстоятельствах сведений, указывающих, что на момент совершения административного правонарушения, а также на момент привлечения Юнусова Д.Д. к ответственности, на территории Российской Федерации у него имелись устойчивые семейные и социальные связи с гражданами Российской Федерации, не имеется.
Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
В тоже время, социальная необходимость и соразмерность применения к Юнусову Д.Д. такой меры административного воздействия как выдворение обусловлена характером правонарушения (в виде длительности нарушения режима пребывания, непринятия мер по легализации положения), личностью Юнусова Д.Д.
В настоящем случае судья, учитывая представленные доказательства, касающиеся характера правонарушения и личности лица, привлекаемого к ответственности, пришел к обоснованному выводу, что административная мера воздействия без назначения дополнительного наказания в виде выдворения не способствует выполнению задач законодательства об административных правонарушениях и достижению цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выдворения указанного лица за пределы Российской Федерации из материалов дела не усматривается, оснований для изменения постановления и исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения, не имеется.
При рассмотрении дела судьей районного суда, Юнусов Д.Д. принимал участие в судебном заседании, в реализации своих процессуальных прав ограничен не был.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 26 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юнусова Джумахона Джаборовича оставить без изменения, жалобу защитника Полянского Руслана Витальевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.