Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Югорский экологический оператор" Неривенько И.Л. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". от 18 февраля 2022 года N 59-ОН, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 августа 2022 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 ноября 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Югорский экологический оператор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". N59-ОН от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 августа 2022 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 ноября 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Югорский экологический оператор" (далее ООО "Югорский экологический оператор", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе генеральный директор общества Неривенько И.Л. просит отменить состоявшиеся по делу акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии статьей 8.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ООО "Югорский экологический оператор" производит сбор, транспортировку и утилизацию отходов - осадков городских канализационных сооружений СГМУП "Горводоканал" КОС 150000 в 2020-2021 г.г, в том числе: ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, относящиеся по ФККО 7 22 200 01 394 к IV классу опасности, что подтверждается паспортом отхода.
Деятельность по утилизации осадков городских канализационных сооружений производится обществом непосредственно на земельном участке "данные изъяты", часть которого предоставлена в пользование общества для изготовления грунта антропогенного "Фитонокс", иловые площадки (накопители) относятся к объектам негативного воздействия, являются неорганизованными источниками загрязнения окружающей среды, при этом ООО "Югорский экологический оператор" не представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Таким образом, не отразив и не предоставив экологическую информацию, ООО "Югорский экологический оператор" совершило административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, объективная сторона которого образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо признало доказанным факт неисполнения обществом обязанности по сдаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, не предоставлении информации о размещении опасных отходов, негативном воздействии на атмосферный воздух от неорганизованного источника загрязнения атмосферного воздуха, а также наличие вины общества в совершении данного административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодекса или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изложенный в обжалуемых актах вывод о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы, что на площадке велось не размещение отходов, а изготовление грунта, потому иловые осадки не являются отходами производства в том смысле, который ему придается Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с чем у общества отсутствует обязанность по отражению их в декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, основаны на ошибочном толковании положений названного Федерального закона и не могут быть признаны обоснованными.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации
Согласно пункту 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года N 1028, учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Исходя из федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, ил избыточный биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод включен с кодом 7 22 200 01 39 4.
Таким образом, вышеуказанный источник загрязнения окружающей среды (в том числе с учетом того факта, что он входит в ФККО) не может быть исключен из списка отходов.
Указание заявителя на вменение обществу негативного воздействия на окружающую среду путем размещения отходов иловых осадков со ссылкой на отсутствие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, неправомерно, поскольку не исключает ответственности юридического лица, фактически эксплуатирующего объект размещения отходов (иловую площадку).
Обязанность общества, как эксплуататора объекта размещения отходов, выполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду прямо установлена ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ во взаимосвязи с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10 декабря 2020 года N1043 "Об утверждении порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду".
Таким образом, деяние общества, не выполнившего обязанность по предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, квалифицировано по статье 8.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.
Деяние общества квалифицировано по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". от 18 февраля 2022 года N 59-ОН, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 августа 2022 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 ноября 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Югорский экологический оператор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Югорский экологический оператор" Неривенько И.Л. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В.Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.