Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" на решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 09 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 29 ноября 2022 года по административному делу N 2а-1142/2022 по административному исковому заявлению Горюнова Сергея Михайловича об оспаривании решения о наложении на него взыскания в виде устного выговора.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Горюнов С.М, отбывавший уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области обратился в суд с административным иском об оспаривании решения начальника отряда данного учреждения от 19 мая 2022 г. о наложении на него взыскания в виде выговора в устной форме.
В обоснование заявленных требований указывал, что был нарушен порядок привлечения к ответственности, а вменяемого ему нарушения он не допускал.
Решением Синарского районного суда г.Каменск-Уральского Свердловской области от 09 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 29 ноября 2022 года, требования Горюнова С.М. удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным.
В кассационной жалобе административные ответчики ставят вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как незаконных, указывая на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, настаивают на том, что факт нахождения Горюнова С.М. в спортивной обуви подтвержден.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, явку представителей не обеспечили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судебными инстанциями при рассмотрении данного дела не допущены.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть вторая статьи 1 УИК РФ).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть вторая статьи 10 УИК РФ).
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть вторая статьи 11 УИК РФ).
Администрация ИУ обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82 УИК РФ).
Часть третья статьи 82 УИК РФ определяет, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Абзац тринадцатый пункта 16 Правил регламентирует, что осужденные обязаны в том числе носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5 к Правилам). Образец формы одежды исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника исправительного учреждения (далее также - ИУ). Осужденные женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, могут носить гражданскую одежду при наличии на ней нагрудного знака. Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, могут носить гражданскую одежду. Данная правовая норма предусматривает определение приказом начальника ИУ образца формы одежды на основе и во исполнение приведенных выше предписаний УИК РФ, который предусматривает обязанность администрации ИУ обеспечить осужденных одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, перечисленные в части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в частности выговор (пункт "а").
Статьей 117 названного Кодекса определено, что при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение (часть 1); взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего (часть 2).
Порядок применения взысканий к осужденным к лишению свободы установлен статьей 117 поименованного кодекса, согласно части 2 которой взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что начальники отрядов имеют право налагать выговор устно (часть третья статьи 119).
Основанием для наложения на административного истца взыскания 19 мая 2022 г. в виде объявления устного выговора начальником отряда ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области послужили выводы данного должностного лица о том, что 19.05.2022 в 14:50 Горюнов С.М. прибыл на комиссию администрации с нарушением формы одежды (в спортивной обуви).
Удовлетворяя требования административного истца, суды исходили из недоказанности факта вменяемого ему нарушения Правил, заключив, что вина Горюнова С.М. в совершении данного проступка не доказана.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм процессуального права о распределении бремени доказывания по делу, поскольку административные истцы полагают возможным возложить на административного истца обязанность доказывания незаконности оспариваемого решения.
Между тем обязанность доказывания законности решения возлагается на орган, организацию, должностное лиц, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)
Административный ответчик, как сильная сторона в публичном споре, обязан опровергнуть утверждения заявителя об отсутствии нарушении Правил, в том числе посредством представления документальных доказательств.
По мнению предшествующих судебных инстанций таких доказательств не представлено.
Оснований полагать, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке, без устранения которой невозможны восстановление и защита прав, Судебная коллегия не усматривает.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" указал, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из приведенных положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что оценка доказательств не относится к компетенции суда кассационной инстанции, а несогласие с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.
Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентирующими производство в кассационном суде общей юрисдикции, предоставляет суду кассационной инстанции при проверке обжалуемых судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяет ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и апелляционной инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что Горюнов С.М, все - таки допустил вменяемое ему нарушение Правил, явившись на заседание административной комиссии в спортивной обуви, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, а потому не могут служить поводом к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 09 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.