Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 30 ноября 2022 года по административному делу N 2а-8639/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Кургана в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации города Кургана, выразившегося в непринятии мер по установлению сроков отселения.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя администрации г. Кургана Давыдовой Е.Е, возражения представителя прокуратуры города Кургана Кустикова А.Г... полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кургана, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Кургана о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению сроков отселения жильцов многоквартирного дома N "данные изъяты", возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу решить вопрос о расселении жильцов из указанного дома в течении 6 месяцев со дня принятия соответствующего решения администрацией г. Кургана.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что постановлением администрации города Кургана указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако срок расселения жильцов не установлен.
Решением Курганского городского суда от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 30 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по установлению сроков отселения жильцов указанного многоквартирного дома. Возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу решить вопрос об отселении жильцов из данного многоквартирного в течение 6 месяцев со дня принятия соответствующего решения администрацией города Кургана.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 02 февраля 2023 года) администрация города Кургана просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении требований прокурора.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы администрации города Кургана, относительно установления продолжительности срока отселения, заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 4 статьи 15 названного Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
28 января 2006 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
Пунктом 7 Положения определено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 49 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включающая принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Решение по итогам работы комиссии принимает именно соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, что отвечает требованиям статей 12 - 14 ЖК РФ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что 18 января 2019 г. межведомственной комиссией проведено обследование двухэтажного восьми квартирного благоустроенного жилого дома постройки 1939 г, расположенного по адресу: "данные изъяты", и составлен акт от 18 января 2019 г. N 1568, согласно которому техническое состояние основных несущих конструкций дома (стен, чердачного перекрытия, крыши) аварийное, проведение капитального ремонта или реконструкции дома экономически нецелесообразно в связи со значительным физическим износом основных строительных конструкций дома в целом.
По результатам обследования межведомственной комиссией вынесено заключение от 18 января 2019 г. о том, что выявлены основания для признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Кургана от 1 февраля 2019 г. многоквартирный жилой дом по "данные изъяты" в г. Кургане признан аварийным и подлежащим сносу, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кургана постановлено определить дальнейшее использование помещений многоквартирного дома и сроки отселения физических лиц.
Сведений о том, что органом местного самоуправления определен срок отселения физических и юридических лиц, в материалах дел не имеется.
При этом довод кассационной жалобы о делегировании полномочий администрации города в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кургана, в связи с чем администрация г. Кургана является ненадлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой оснований не имеется.
Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации не препятствуют суду восстановить права граждан путем возложения на орган местного самоуправления обязанности принять соответствующее решение, если комиссией либо судом установлены все необходимые и достаточные для этого обстоятельства.
Указывая на пропуск прокурором срока для обращения в суд с настоящим административным иском, администрация не учитывает, что нарушение прав граждан на проживание в жилом помещении, которое соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодно для проживания, по своему характеру является длящимся. Определение законодателем сроков обращения в суд с административным исковым заявлением, прежде всего, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений, имеет целью восстановить в кратчайшие сроки нарушенные права и не препятствует их восстановлению.
Между тем, доводы кассационной жалобы о необоснованном решении судом вопроса об определении продолжительности срока отселения, относящегося к полномочиям органа местного самоуправления, заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Одновременно статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Статьей 7 Федерального закона от 9 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По смыслу указанных выше правовых норм, органы местного самоуправления самостоятельно определяют содержание принимаемых ими правовых актов (нормативных и индивидуально-правовых). При этом уполномоченный орган принимает определенное решение, в том числе, с учетом экономической целесообразности, социальных и экологических факторов.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, должно быть определены администраций города Кургана.
В отсутствие такого решения администрации, выводы о продолжительности срока отселения являются преждевременными, а нарушенные права граждан подлежат восстановление путем возложения на администрацию обязанности определить сроки отселения физических лиц.
Поскольку способ защиты права должен соотноситься с характером допущенного нарушения, административный иск о понуждении к исполнению обязанности, предусмотренной пунктом 49 Положения в связи признанием дома аварийным и подлежащим сносу, допустим, ввиду того, что администрация города Кургана уклоняется от установления срока отселения физических лиц.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в их компетенцию в области муниципального управления.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 30 ноября 2022 года отменить в части возложения на администрацию города Кургана обязанности установить продолжительность срока отселения жильцов из многоквартирного дома N "данные изъяты": в течение шести месяцев со дня принятия соответствующего решения.
Принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении данного требования прокурора.
Названные решение и апелляционное определение в остальной части оставить без изменения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.