Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тюменского муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 26 октября 2022 года по административному делу N2а-2447/2022 по административному иску Букаевой Валентины Казиевны к администрации Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее - администрация Московского муниципального образования), администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация Тюменского района) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Букаева В.К. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администраций Московского муниципального образования и Тюменского района в области дорожной деятельности в поселке Московский, в частности:
-по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 по обеим сторонам дороги улиц Тобольской, Ишимской, Ялуторовской, Заводоуковской, Соловьиной, Тюменской, Северной;
-по осуществлению ремонта и приведению в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 дорожного покрытия на участках: соединение улиц Заводоуковская и Ялуторовская; улицы Светлой от улицы Соловьиная до улицы Южная.
Просит возложить обязанность осуществить в поселке Московский обустройство тротуаров (пешеходных дорожек) в срок до 01 сентября 2022 года и привести в нормативное состояние дорожное покрытие.
В обоснование заявленных требований, административный истец указала, что она проживает в поселке "данные изъяты", имеет в собственности жилой дом и земельный участок в данном населенном пункте. Бездействие административных ответчиков по ненадлежащему содержанию дорог противоречит закону нарушает ее права, и права иных жителей на безопасное передвижение по улицам поселка.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 23 июня 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 26 октября 2022 года решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании бездействия по обустройству тротуарами (пешеходными дорожками) улицы Тобольской поселка Московский Тюменского района Тюменской области.
В отмененной части принято новое решение о признании незаконным бездействия администрации Тюменского района, выразившегося в непринятии мер по обустройству тротуарами (пешеходными дорожками) дороги по улице Тобольской поселка Московский Тюменского района Тюменской области в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
На администрацию Тюменского района возложена обязанность организовать обустройство тротуарами (пешеходными дорожками) дороги по улице Тобольской поселка Московский Тюменского района Тюменской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в срок до 01 июля 2024 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной 09 марта 2023 года кассационной жалобе администрация Тюменского района просит апелляционное определение отменить в части удовлетворения административного иска, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на ошибочный вывод суда апелляционной инстанции о том, что выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения не связано с финансовыми возможностями, поскольку осуществление органами власти своих полномочий возможно только в рамках бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджеты на соответствующие цели; принятие мер со стороны административного ответчика по строительству и ремонту автомобильных дорог, что подтверждено планами дорожных работ, разработанными методикой и порядком.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда кассационной инстанции.
В удовлетворении ходатайства администрации Тюменского района о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи отказано.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом РФ от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ).
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона N257-ФЗ).
Частью 3 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Положениями статьи 24 названного Федерального закона закреплено, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Положениями статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N270-ст утвержден стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее также - ГОСТ Р 52766-2007), который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения безопасности дорожного движения. Стандарт также устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV-V категорий с твердым покрытием. Пунктом 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. При этом в соответствии с пунктом 4.5.1.3 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Названные требования являются обязательными и должны обеспечиваться лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также дороги населенных пунктов.
Как установлено при рассмотрении дела, Букаевой В.К. принадлежит на праве собственности земельный участок (кадастровый номер "данные изъяты") по адресу: Тюменская "данные изъяты", с расположенным на нем строящимся жилым домом.
Зарегистрирована Букаева В.К. в квартире N "данные изъяты"
Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Тюменскому и Нижнетавдинскому районам МО МВД России "Тюменский" направлено в адрес администрации Тюменского района представление от 10 февраля 2022 года, из которого следует, что при рассмотрении обращения Букаевой В.К. от 08 февраля 2022 года в результате проведенного обследования установлено нарушение пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 - отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек на улицах Тобольская, Ишимская, Ялуторовская, Заводоуковская, Соловьиная, Тюменская, Северная в поселке Московский Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского района необходимо устранить указанные путем планирования и реализации мероприятий по обустройству тротуаров, пешеходных дорожек на обозначенных улицах, возложена обязанность сообщить о принятых мерах в срок до 09 марта 2022 года.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходя из того, администрацией Тюменского района с 2015 года предпринимались меры для строительства автомобильных дорог и их обустройства в поселке Московский Тюменского района Тюменской области, в частности: в период 2017-2018 годов выполнено строительство 3 этапов 1 очереди строительства дорог в щебеночном исполнении; распоряжениями от 07 мая 2021 года, 25 февраля 2019 года, 29 июня 2021 года утверждены методики формирования рейтинга очередности подготовки проектной документации и следующего строительства дорог на площадках для индивидуального жилищного строительства, на которых располагаются земельные участки, предоставленные многодетным семьям, а также методики формирования очередности подготовки проектной документации и последующего строительства дорог на иных площадках для индивидуального жилищного строительства; утвержден перечень площадок для индивидуального жилищного строительства, на которых располагаются земельные участки, предоставленные многодетным семьям, в отношении которых требуется строительство дорог в асфальтовом исполнении на 2022 год; направлена заявка на предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятия "Инженерное обеспечение площадок для малоэтажного жилищного строительства", пришел к заключению об отсутствии бездействия со стороны административных ответчиков, а также недоказанности нарушения прав административного истца.
Судебная коллегия по административным делам областного суда не согласилась с позицией суда первой инстанции, отменила решение суда, отметив, что на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления, федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Суд апелляционной инстанции пришел к заключению о том, что администрацией Тюменского района не приняты меры по приведению спорных улиц в поселке Московский в соответствие с нормативными требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в части обустройства дороги тротуаром (пешеходной дорожкой), в связи с чем нарушены права Букаевой В.К, имеющей в собственности земельный участок и строящийся жилой дом, на безопасное передвижение.
Отклоняя доводы административных ответчиков, судом апелляционной инстанции указано, что действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями.
Судебная коллегия кассационного суда выводы суда апелляционной инстанции находит верным, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все обстоятельства, значимые для правильного рассмотрения дела, в том числе по вопросу финансирования мероприятий по содержанию дорог, принятия со стороны администрации Тюменского района мер в области осуществления дорожной деятельности, получили надлежащую судебную оценку суда апелляционной инстанции.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку бездействие административного ответчика установлено и имеет место нарушение прав Букаевой В.К, административные исковые требования обоснованно удовлетворены.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, аргументированы и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение отвечает требованиям законности и обоснованности, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены и (или) изменения, в связи с чем кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 26 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тюменского муниципального района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 04 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.