Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пименова Юрия Андреевича на решение Шадринского районного суда Курганской области от 07 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 08 февраля 2023 года по административному делу N2а-2093/2022 по административному иску Пименова Юрия Андреевича о признании незаконными действий по призыву на военную службу, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Пименов Юрий Андреевич, родившийся "данные изъяты" года, на основании решения призывной комиссии, оформленной протоколом от 26 февраля 2018 года, поставлен на воинский учет по месту жительства.
Решением призывной комиссии Пименову Ю.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31 августа 2023 года на период обучения в "данные изъяты" по очной форме обучения по специальности " "данные изъяты"), зачисленного на основании приказа от 03 августа 2019 года.
Согласно приказу "данные изъяты" от 26 февраля 2021 года Пименов Ю.А. отчислен в связи с переводом в "данные изъяты"), с 10 марта 2021 года зачислен в "данные изъяты" на 2 курс обучения по очной форме, срок окончания - 30 июня 2024 года.
По решению призывной комиссии от 21 июня 2021 года Пименову Ю.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения до 30 июня 2024 года.
Приказами "данные изъяты" от 17 марта 2022 года Пименову Ю.А. предоставлен академический отпуск (отпуск по семейным обстоятельствам) с 17 марта 2022 года по 17 марта 2023 года; приказом от 26 августа 2022 года Пименов Ю.А. считается вышедшим из академического отпуска 26 августа 2022 года.
По справке "данные изъяты" от 01 сентября 2022 года окончание обучения Пименова Ю.А. - 30 июня 2023 года.
17 октября 2022 года Пименову Ю.А. вручена повестка о явке в военный комиссариат к 8 часам 3 ноября 2022 года для прохождения призывной комиссии.
Полагая свои права нарушенными, Пименов Ю.А. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании незаконными действий военного комиссариата города Шадринска и Шадринского района Курганской области (далее - военный комиссариат) по призыву его на военную службу и возложении обязанности явиться в военкомат для прохождения призывной комиссии; исключении его из именных списков призывников на период предоставленной отсрочки, указав, что пребывание в академическом отпуске не влияет на предоставленную до 30 июня 2024 года отсрочку от призыва на военную службу, которая сохраняет свое действие.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 07 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 08 февраля 2023 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В поданной 13 марта 2023 года кассационной жалобе Пименов Ю.А. просит постановленные судебные акты отменить, как незаконные, принять новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на ошибочные выводы судебных инстанций об отсутствии нарушения его прав фактом вызова в военкомат, поскольку такие действия нельзя признать законными при наличии у административного истца права на отсрочку.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видео-конференцсвязи не поступало..
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Часть 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации гласит о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства, исходя из того, что действующее законодательство позволяет военному комиссару отслеживать наличие или отсутствие оснований для отсрочки от призыва на военную службу, какого - либо решения призывной комиссией в отношении Пименова Ю.А. не принималось, пришли к заключению о том, что сам факт вызова административного истца в военный комиссариат г. Шадринска и Шадринского района Курганской области его прав не нарушает, в связи с чем отказали в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судов первой и апелляционной инстанций находит верным, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации, в том числе, в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение о призыве) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663.
Согласно данному Положению призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (пункт 2).
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (пункт 3).
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) по форме согласно приложению N 1 (пункт 6).
Согласно приложению N1 повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу.
Судами нижестоящих инстанций правомерно отмечено, что все юридически значимыми решения по вопросу призыва граждан на военную службу, в том числе по вопросу предоставления или сохранения отсрочки от призыва, принимаются только призывной комиссией, а организация работы призывной комиссии с целью осуществления ее деятельности возложена на соответствующий военный комиссариат и на военного комиссара, при этом оповещение призывников о явке на заседание призывной комиссии осуществляется повестками, которые подписываются военным комиссаром.
Решений призывной комиссии об отмене отсрочки от призыва и о призыве на военную службу в отношении административного истца материалы дела не содержат, на военную службу в настоящее время Пименов Ю.А. призван не был, в связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, вызов заявителя повесткой в военный комиссариат на 03 ноября 2022 года его права никак не нарушает.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к их отмене и (или) изменению, в связи с чем кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 07 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 08 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пименова Юрия Андреевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 26 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.