Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Брединского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 января 2023 года по административному делу N2а-524/2022 по административному иску Кожевниковой Екатерины Сергеевны о признании незаконными действий администрации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кожевникова Е.С. обратилась в суд с требованиями о признании незаконными действий администрации по установке площадки с мусорными контейнерами в непосредственной близости по адресу: "данные изъяты", магазин "Дубрава"; возложении обязанности на администрацию принять меры по ликвидации площадки с мусорными контейнерами; взыскании с администрации компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований, Кожевникова Е.С. указала, что является собственником нежилого здания по адресу: "данные изъяты", в котором расположен магазин "Дубрава".
Недалеко от здания (на расстоянии 7-8 метров) установлена контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с нарушениями требований СанПиН 2.1.3684-21, в частности: не соблюдено требование о расстоянии до зданий; площадка для сбора ТКО находится над подземным центральным сооружением (подземным трубопроводом) водоснабжения потребителей, предназначенным для питья и технических целей; установлена администрацией без составления предварительной документации, схемы расположения.
Полагает, что ее права на благоприятную окружающую среду действиями администрации нарушены.
Решением Брединского районного суда Челябинской области от 17 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Кожевниковой Е.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 26 января 2023 года решение суда отменено с принятием нового решения о признании незаконными действий администрации по установке площадки с мусорными контейнерами в непосредственной близости по адресу: "данные изъяты", в котором расположен магазин "Дубрава".
Возложена обязанность на администрацию принять меры по ликвидации площадки с мусорными контейнерами в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу, в пользу Кожевниковой Е.С. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В связи с тем, что Кожевниковой Е.С. оспариваются действия органа местного самоуправления, суд кассационной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В поданной 17 марта 2023 года кассационной жалобе администрация просит апелляционное определение отменить, как незаконное, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что отсутствуют доказательства нарушенных прав административного истца на благоприятную окружающую среду; санитарные нормы не содержат указаний на соблюдение какого-либо расстояния от контейнерных площадок до нежилых зданий либо производственных помещений; загрязненность окружающей среды может быть подтверждена только экспертным заключением, которого в материалах административного дела не имеется; надлежащим образом оборудовать площадку ТКО затруднительно ввиду близкого расположения труб газопровода и электрических проводов.
Кожевниковой Е.С. поданы письменные возражения об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видео-конференцсвязи не поступало.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Положениями статьи 1 Федерального закона N52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) определено, что санитарно-эпидемиологические требования это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 названного закона).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 202 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению коммунальных отходов.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ), другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N89-ФЗ).
Статьей 13.4 указанного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Как следует из материалов дела, Кожевниковой Е.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 488 кв.м, и нежилое здание, площадью 107 кв.м, расположенные по адресу: "данные изъяты"
Решением Брединского районного суда Челябинской области от 27 октября 2021 года, на администрацию возложены обязанности:
-внести в реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Брединского муниципального района Челябинской области места накопления ТКО по адресу: Челябинская область, Брединский район, поселок Бреды, улица Спартака, вблизи домов 6 и 6а в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством менее 20 метров, но не более 100 метров;
-создать (оборудовать) по данному адресу места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечить контейнерами созданные места (площадки) накопления ТКО по адресу: Челябинская область, Брединский район, поселок Бреды, улица Спартака вблизи домов 6 и 6а в соответствии с санитарно- эпидемиологическим законодательством в радиусе не менее 20 метров, но не более 100 метров, в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Распоряжением Главы Брединского муниципального района Челябинской области N673-р от 01 ноября 2021 года создана комиссия по определению мест (площадок) накопления ТКО.
02 июня 2022 года оформлен акт об определении места сбора и накопления ТКО территория по адресу: Челябинская область, Брединский район, поселок Бреды, улица Спартака, дома 6 и 6а.
Площадка для размещения ТКО по адресу: Челябинская область, Брединский район, поселок Бреды, улица Спартака дома 6 и 6а внесена в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Брединского муниципального района под номером 102.
Согласно экспертному заключению, составленному ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" спорная контейнерная площадка не соответствует требованиям пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху. Почвам, жилым помещениям, эксплуатации, производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий)", дезинсекция и дератизация территории контейнерной площадки не проводится.
Разрешая заявленный спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из соблюдения администрацией требований к созданию площадки ТКО, решение о ее создании принято компетентным органом, место определено на основании акта комиссии, площадка внесена в реестр.
Отклоняя доводы административного истца, судом первой инстанции отмечено, что СанПиН 2.1.3684-21 не регламентирует расстояние площадки ТКО до нежилых зданий, инженерные сети под площадкой отсутствуют, представленное эпидемиологическое заключение содержит сведения только о несоответствии пункту 8 СанПиН, в связи с чем права Кожевниковой Е.С. не нарушены.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда не согласился и отменив решение суда, указал, что позиция Кожевниковой Е.С. подтверждается исследованными по делу доказательствами, в частности факт нахождения сетей водоснабжения под площадкой для сбора ТКО подтвержден техническими условиями от 23 ноября 2017 года, актом обследования на подключение к сети водопровода, фотографиями; спорная площадка не отвечает требованиям пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21 о чем имеется заключение ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области", в связи с чем оснований для сохранения контейнерной площадки на прежнем месте не имеется, поскольку нарушено права административного истца на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия кассационного суда выводы суда апелляционной инстанции находит верным, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 годо N3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (пункт 3 СанПиН 2.1.3684-21).
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках (пункт 8 СанПиН 2.1.3684-21).
Приложением N1 к СанПиН 2.1.3684-21 установлена кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки.
В рассматриваемом случае, нарушение администрацией пункта 8 приведенных санитарных норм подтверждено заключением ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области".
Положениями пункта 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм; б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нашел свое подтверждение факт расположения спорной площадки для ТКО над сетями водоснабжения, что правомерно признано судом апелляционной инстанции нарушением СанПин 2.1.4.1110-02.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию администрации по делу и были предметом изучения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется и в дополнительной аргументации выводы суда апелляционной инстанции не нуждаются.
Более того, все приведенные в кассационной жалобы мотивы не опровергают установленные судом апелляционной инстанции нарушения при размещении спорной контейнерной площадки.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены апелляционного определения, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам заявителя, выводы, изложенные в судебном акте апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Брединского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 27 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.