Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вайтмана Максима Валерьевича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 28 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 января 2023 года по административному делу N 2а-4386/2022 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска к Вайтману Максиму Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав возражения представителя ИФНС России по Центральному району г.Челябинска Афоняевой К.Д,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Центральному району г.Челябинска обратилась в суд с заявлением к Вайтману М.В. о взыскании недоимки по:
- транспортному налогу в размере 1260, 00 руб, - пени по транспортному налогу за период с 07 марта 2018 года по 16 января 2020 года в размере 2735, 41 руб.; за период с 01 апреля 2020 года по 02 июля 2020 года в размере 10, 78 руб.; за период с 26 декабря 2019 года по 01 июня 2020 года в размере 554, 45 руб.; за период с 24 марта 2020 года по 31 марта 2020 года в размере 2, 02 руб.; за период с 16 декабря 2020 года по 25 декабря 2020 года в размере 18, 23 руб.; за период с 03 июля 2020 года по 23 августа 2021 года в размере 81, 54 руб.;
- налогу на имущество физических лиц в размере 141 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 26 декабря 2019 года по 01 июня 2020 года в сумме 17, 72 руб.; за период с 02 декабря 2020 года по 23 февраля 2020 года в сумме 1, 68 руб.; за период с 24 февраля 2021 года по 23 августа 2021 года в сумме 4, 39 руб.; за период с 07 июля 2020 года по 23 августа 2021 года в сумме 481, 65 руб.; за период с 02 декабря 2020 года по 25 декабря 2020 года в сумме 2, 10 руб.; за период с 19 декабря 2018 года по 31 августа 2020 года в сумме 34, 19 руб.;
- пени по земельному налогу с физических лиц за период с 26 декабря 2019 года по 01 июня 2020 года в сумме 142, 64 руб.; за период с 18 декабря 2017 года по 16 ноября 2020 года в сумме 1039, 39 руб.
Всего налоговый орган просил взыскать 6537, 97 руб.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 28 октября 2022 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 января 2023 года принят отказ ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от административных исковых требований к Вайтману М.В. в части взыскания задолженности в размере 1 506, 37 руб, в том числе пени по налогу на имущество физических лиц в размере 481, 65 руб. и пени по земельному налогу в размере 1024, 72 руб.
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 28 октября 2022 года отменено, принято новое решение.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к Вайтману М.В. в части взыскания задолженности в размере 1 506, 37 руб. - прекращено.
С Вайтмана М.В. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска взыскана задолженность:
- по транспортному налогу в размере 1260 руб.;
- пени по транспортному налогу за период с 07.03.2018 по 16.01.2020 в размере 2735, 41 руб, за период с 01.04.2020 по 02.07.2020 в размере 10, 78 руб, за период с 01.04.2020 по 02.07.2020 в размере 10, 78 руб, за период с 26.12.2019 по 01.06.2020 в размере 554, 45 руб, за период с 24.03.2020 по 31.03.2020 в размере 2, 02 руб, за период с 16.12.2020 по 25.12.2020 в размере 18, 23 руб, за период с 03.07.2020 года по 23.08.2021 в размере 81, 54 руб.;
- по налогу на имущество физических лиц в размере 141 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 26.12.2019 по 01.06.2020 в размере 17, 72 руб, за период с 02.12.2020 по 23.02.2020 в размере 1, 68 руб, за период с 24.02.2021 по 23.08.2021 в размере 4, 39 руб, за период с 02.12.2020 по 25.12.2020 в размере 2, 10 руб, за период с 19.12.2018 по 31.08.2020 в размере 34, 19 руб.;
- пени по земельному налогу за период с 26.12.2019 по 01.06.2020 в размере 142, 64 руб, за период с 18.12.2017 по 16.11.2020 в размере 14, 67 руб.;
всего взыскано 5 031, 60 руб.
В кассационной жалобе, поданной 22 марта 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Вайтман М.В. просит отменить решение Центрального районного суда города Челябинска от 28 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 января 2023 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В возражениях на кассационную жалобу ИФНС России по Центральному району г.Челябинска просит решение Центрального районного суда города Челябинска от 28 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вайтмана М.В. - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель ИФНС России по Центральному району г.Челябинска Афоняева К.Д. возражала против доводов кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя ИФНС России по Центральному району г.Челябинска Афоняеву К.Д, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Вайтман М.В. являлся собственником транспортных средств, признаваемых в соответствии со ст. 357 НК РФ, объектами налогообложения транспортным налогом:
-ПОРШЕ, государственный регистрационный знак "данные изъяты", мощностью 90 л.с.;
-ФОРДЗЕФИР, государственный регистрационный знак "данные изъяты", мощностью 50 л.с.;
-МИЦУБИСИДИАМАНТ, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 175 л.с.;
-ВАЗ 32121, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 73 л.с.;
-ЗАЗ 965А, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 27 л.с.;
- НАМИ, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 22 л.с.;
-ГАЗ АА, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 42 л.с.;
-ГАЗ 46, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 75 л.с.;
-ВИЛЛИС МВ, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 54 л.с.;
-ВИЛЛИС МВ, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 54 л.с.;
-М412П, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 75 л.с.;
-ВАЗ21062, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 80 л.с.;
-ФОРД GPA АМФИБИЯ, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 60 л.с.;
- ТАТРА75, государственный регистрационный "данные изъяты" мощностью двигателя 30 л.с.;
- КИМ 10-50, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 26 л.с.;
-СИТРОЕН, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 35 л.с.;
- ЦУНДАПП К-800, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 20 л.с.;
-ФИАТ-500 ТОПОЛИНО, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 13 л.с.;
-ВАЗ 212146, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 80, 3 л.с.;
- ФОРД GPA АМФИБИЯ, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 60 л.с.;
- СИМСОНА WO425T, государственный регистрационный "данные изъяты" мощностью двигателя 12 л.с.;
-ВАНДЕРЕР W22L6 ML 350, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 40 л.с.;
-ПУХ 200, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 6 л.с.;
-AWO, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 12 л.с.;
-STOEWER R200, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 50 л.с.;
-ПОРШЕ 924, государственный регистрационный знак "данные изъяты" мощностью двигателя 80 л.с.
Также, Вайтман М.В. являлся собственником следующих объектов недвижимости, расположенных на подведомственной ИФНС России по Центральному району г.Челябинска территории:
- иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты";
- гаражи, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу г. "данные изъяты"
- гаражи, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты"
- гаражи, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты"
- гаражи, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты"
- гаражи, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу г "данные изъяты"
- иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер "данные изъяты", по адресу "данные изъяты"
- гаражи, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты"
- гаражи, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты"
- жилые дома, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты"
- квартира, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты"
- квартира, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты"
- иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер "данные изъяты", по адресу г. "данные изъяты";
- иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "данные изъяты".
Налоговым органом в адрес Вайтмана М.В. направлялись налоговые уведомления: от 06.08.2016 N69024283 со сроком уплаты не позднее 01.12.2016; от 31.08.2017 N20390403 со сроком уплаты не позднее 01.12.2017; от 03.05.2018 N85268649 со сроком уплаты не позднее 01.07.2018; от 14.07.2018 N31322621 со сроком уплаты не позднее 03.12.2018; от 26.09.2019 N76125104 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019; от 01.10.2019 N88487438 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019;
В установленные законом сроки Вайтман М.В. суммы указанных налогов не уплатил.
В связи с неуплатой суммы налога налогоплательщику были направлены требования N 12772 от 01.04.2020 со сроком исполнения до 07.05.2020; N 42608 от 03.07.2020 со сроком исполнения до 17.11.2020; N 5507 от 24.02.2021 со сроком исполнения 30.03.2021; N 25751 от 24.08.2021 со сроком исполнения 27.09.2021, которые не исполнены.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговый орган обратился за взысканием недоимки в установленный законом срок.
Разрешая требования ИФНС России по Центральному району г.Челябинска, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по налогам и пени, сроки обращения в суд, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с Вайтмана М.В. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, пени в заявленном в административном иске размере.
Судебная коллегия по административным делам областного суда, согласилась с данными выводами суда первой инстанции, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Установив, что 07 декабря 2022 года налоговым органом была списана задолженность Вайтмана М.В, указанная в требовании N от 24 августа 2021 года по пени по налогу на имущество в размере 481, 65 руб, по пени по земельному налогу в размере 1024, 72 руб.
На основании части 2 статьи 304 КАС РФ судом апелляционной инстанции принят отказ административного истца от части исковых требований, решение Центрального районного суда г. Челябинска от 28 октября 2022 года отменено в части взыскания задолженности в размере 1506, 37 руб, в том числе пени по налогу на имущество физических лиц в размере 481, 65 руб. и пени по земельному налогу в размере 1024, 72 руб, производство по административному делу в этой части прекращено.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что сумма задолженности по налогам и пени составляет менее 10 000 руб. в связи с чем налоговый орган обратился в суд неправомерно, с нарушением положений статьи 48 НК РФ, несостоятельны.
При обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа 01 ноября 2021 года, сумма взыскиваемой с Вайтмана М.В. недоимки по налогам и пени составила 11 323, 58 руб. При этом, заявление налогового органа было основано на требованиях N от 14 января 2020 года, N от 24 августа 2021 года, N от 24 февраля 2021 года, N от 14 декабря 2020 года, N от 01 апреля 2020 года, N от 03 июля 20202 года, N от 16 декабря 2020 года.
Мировым судьей судебного участка N6 Центрального района г.Челябинска 03 ноября 2021 года был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Центральному району г.Челябинска задолженности, который был отменен определением суда от 23 ноября 2021 года.
С настоящим административным иском, основанным на тех же требованиях налогового органа в связи с их неисполнением, административный истец обратился 14 апреля 2022 года, по части требований задолженности на момент подачи административного иска отсутствовала.
Таким образом, порядок и сроки обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогам и пени, предусмотренный статьей 48 НК РФ налоговым органом соблюден.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 28 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вайтмана Максима Валерьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.