Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаджимурадова Рената Солтанмурдовича и Гаджимурадовой Лейлы Алаутдиновны на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 февраля 2023 года по административному делу 2а-3277/2022 по административному исковому заявлению Гаджимурадова Рената Солтанмурадовича, Гаджимурадовой Лейлы Алаутдиновны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних "данные изъяты" к администрации города Нефтеюганска, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска о признании действий незаконными, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Гаджимурадов Р.С, Гаджимурадова Л.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних "данные изъяты", обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска о признании незаконными действий по снятию с учёта граждан желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства по категориям: молодая семья, граждане, имеющие трёх и более детей, семьи имеющие детей инвалидов, указанных в решении от 08 октября 2021 года N 01-01-46-9144-1; возложении на административного ответчика обязанности восстановить семью Гаджимурадовых на учёте граждан желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства с момента первого заявления - 11 апреля 2013 года, а также как многодетную семью с 24 апреля 2017 года.
Требования мотивированы тем, что 11 апреля 2013 года административные истцы подали заявление на однократное, бесплатное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. На момент подачи заявления административные истцы соответствовали подпункту 2 пункта 1 статьи 7.4 Закона ХМАО-Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз. Также семья административных истцов подходила под категорию "Молодая семья". 25 декабря 2014 года административные истцы приобрели жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "данные изъяты". 08 октября 2021 года административный ответчик направил уведомление о снятии семьи административных истцов с учёта на основании подпункта "г" пункта 21 статьи 6.2 Закона ХМАО-Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз, в связи с утратой оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями статьи 7.4 Закона ХМАО-Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз.
Определением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Нефтеюганска.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 февраля 2023 года в удовлетворении административного иска Гаджимурадову Р.С, Гаджимурадовой Л.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних "данные изъяты", отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 16 марта 2023, Гаджимурадов Р.С, Гаджимурадова Л.А, просят отменить решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 февраля 2023 года, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные судами нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Гаджимурадов Р.С. и Гаджимурадова Л.А. состоят в браке и являются родителями несовершеннолетних "данные изъяты" года рождения.
11 апреля 2013 года Гаджимурадова Л.А, Гаджимурадов Р.С, действующий в интересах несовершеннолетней "данные изъяты" года рождения, обратились в администрацию города Нефтеюганска с заявлениями о бесплатном предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по категории "молодая семья", представив при этом документы, перечень которых указан в расписке в получении документов.
Уведомлением Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска от 16 апреля 2013 года Гаджимурадовым сообщено о том, что по представленным ими документам на бесплатное предоставление земельного участка в собственность проведена проверка, замечаний по представленным документам нет. О принятии решения о предоставлении земельного участка будет сообщено дополнительно.
На основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 22 декабря 2014 года Гаджимурадов Р.С. приобрёл в собственность земельный участок, общей площадью 897 кв.м. и жилой дом, общей площадью 59, 1 кв.м, расположенные по адресу: "данные изъяты".
24 апреля 2017 года Гаджимурадов Р.С. обратился в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска с заявлением, в котором просил принять дополнительно документы для предоставления ИЖС по льготной категории в связи с изменением семейного положения на состав семьи 5 человек по категории "граждане имеющие трех и более детей" и приобретением дома в ипотеку.
Уведомлением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска от 5 сентября 2017 года Гаджимурадовым сообщено о снятии с учёта граждан желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с подпунктом "г" пункта 21 статьи 6.2 Закона ХМАО-Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз и статьёй 7.4 Закона ХМАО-Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз.
21 января 2019 года Гаджимурадов Р.С. обратился в Нефтеюганский районный суд ХМАО-Югры с исковым заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений города Нефтеюганска о понуждении восстановления в очереди на получение мер социальной поддержки.
Уведомлением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска от 28 февраля 2019 года административным истцам сообщено о том, что проведено повторное рассмотрение вопроса о снятии их из списка очерёдности граждан, на приобретение земельного участка в собственность однократно бесплатно, по итогам которого они восстановлены в списках очерёдности на получение земельного участка, уведомление о снятии с учёта от 5 сентября 2017 года считать недействительным.
Определением Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 11 марта 2019 года исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Уведомлением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска от 08 октября 2021 года административным истцам сообщено о снятии с учёта граждан желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства на основании подпункта "г" пункта 21 статьи 6.2 Закона ХМАО-Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз.
Указанное уведомление направлено Гаджимурадовым заказным письмом, сдано в организацию почтовой связи 14 октября 2021 года.
Согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором письмо адресату не доставлено, возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
29 июня 2022 года Гаджимурадов Р.С. обратился в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска по вопросу предоставления земельного участка.
В этот же день, Гаджимурадову Р.С. вручено уведомление от 08 октября 2021 года.
30 июня 2022 года Гаджимурадов Р.С. обратился в администрацию города Нефтеюганска с заявлением о восстановлении на учёте граждан желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Письмом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска от 07 июля 2022 года Гаджимурадову Р.С. сообщено о невозможности восстановления в списках очерёдности граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Установив, что на момент постановки на учет семья Гаджимурадовых соответствовала требованиям закона, поскольку они не являлись собственниками ни земельных участков, ни жилых помещений, однако в 2014 году Гаджимурадов Р.С. по договору купли-продажи приобрёл в собственность земельный участок и жилой дом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административные истцы утратили основания, дающие право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями Законов ХМАО-Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз и от 6 июля 2005 года N 57-оз, и действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска по снятию семьи Гаджимурадовых с учёта граждан желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства являются законными.
Судебная коллегия по административным делам суда автономного округа согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, такая совокупность условий для удовлетворения требований Гаджимурадова Р.С, Гаджимурадовой Л.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних "данные изъяты" не установлена.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, одним из таких случаев является предоставление земельного участка на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. (подп. подп. 6, 7).
В силу подпункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Отдельные земельные отношения на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры регулирует Закон ХМАО от 3 мая 2000 года N 26-оз.
Согласно статье 6.2 Закона ХМАО от 3 мая 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" (в редакции на момент принятия административных истцов на учёт), исполнительные органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, обладающие в пределах установленных полномочий правом предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют учёт граждан, относящихся к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 21 статьи 6.2 указанного Закона гражданин снимается с учёта желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случае утраты оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В статье 7.4 Закона ХМАО-Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" (в редакции на момент принятия административных истцов на учёт) указано, что в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право следующие категории граждан, проживших на территории автономного округа не менее пяти лет: граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; инвалиды; граждане, имеющие трёх и более детей; лица, усыновившие (удочерившие) одного и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; молодые семьи, имеющие детей и далее (пункт 1).
Согласно пункту 2 вышеназванной статьи, граждане, относящиеся к категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно имеют право приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;
3) проживают в помещении, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений;
4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 6.2 Закона ХМАО от 3 мая 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" уполномоченный орган ежегодно осуществляет действия по актуализации списка граждан, состоящих на учете. В ходе актуализации списка уполномоченный орган направляет запросы, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, подведомственные организации органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях получения сведений, свидетельствующих о сохранении либо утрате гражданином и (или) членами его семьи, принятыми на учет, права на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В случае выявления основания для снятия гражданина с учета уполномоченный орган принимает решение о снятии гражданина с учета и направляет или выдает его гражданину в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи.
Вопреки доводам кассационной жалобы, установив, что на момент постановки на учет семья Гаджимурадовых соответствовала требованиям закона, поскольку они не являлись собственниками ни земельных участков, ни жилых помещений, однако в 2014 году Гаджимурадов Р.С. по договору купли-продажи приобрёл в собственность земельный участок и жилой дом, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что административные истцы утратили основания, дающие право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями Законов ХМАО-Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз и от 6 июля 2005 года N 57-оз, и действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска по снятию семьи Гаджимурадовых с учёта граждан желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства являются законными.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка тому, что в семье два ребенка инвалида, земельный участок и жилой дом приобретены в ипотеку, которая не погашена, нарушаются права административных истцов на безвозмездное получение земельного участка либо субсидии для погашения кредита, так как действующая на момент постановки на учет подпрограмма IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 408-п, допускала получение субсидии гражданами, вставшими на учет до 31 декабря 2013 года, несостоятельны.
Подпрограмма IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 408-п "Обеспечение жильем молодых семей, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" (мероприятие 4.2) предусматривала предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность молодым семьям, вставшим на учет по подпрограмме "Доступное жилье молодым" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы. Данная подпрограмма утратила силу с 1 января 2019 года в связи с изданием постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 346-п.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" утвержден Порядок предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Участником мероприятия является совершеннолетний гражданин Российской Федерации, нуждающийся в улучшении жилищных условий, поставленный до 31 декабря 2017 года включительно в органе местного самоуправления на учет желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства (далее - учет в целях однократного получения земельного участка) на основании заявления, указанного в пункте 2 статьи 6.2 Закона автономного округа от 3 мая 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", поданного и подписанного им либо его представителем по доверенности, отнесенный к категории, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.4 Закона автономного округа от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в отношении которого уполномоченным органом принято решение о признании его участником мероприятия в соответствии с порядком в целях предоставления социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно.
Между тем, установлено, что административные истцы утратили основания, дающие право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями Законов ХМАО-Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз и от 6 июля 2005 года N 57-оз.
В целом, доводы кассационной жалобы, повторяют правовую позицию административных истцов в судах первой и апелляционной инстанций, доводы апелляционной жалобы, сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций и произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда автономного округа, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гаджимурадова Рената Солтанмурдовича и Гаджимурадовой Лейлы Алаутдиновны- без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.