Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" на решение Чердынского районного суда Пермского края от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 24 января 2023 года по административному делу N 2а-330/2022 по административному исковому заявлению Луня Александра Владимировича об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Лунь А.В, отбывающий наказание по приговору Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 14 октября 2020 года в ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что с 13 сентября 2021 года нарушаются его права, как "данные изъяты", не выполняются мероприятия по индивидуальной программе реабилитации, в том числе по предписанию прокурора.
При поступлении 13 сентября 2021 года обращался к врачу "данные изъяты" "данные изъяты". с просьбой улучшить условия содержания, как "данные изъяты", поскольку имеет ограничения в передвижении, "данные изъяты", в октябре 2020 года перенес "данные изъяты". На все его обращения врачом "данные изъяты" "данные изъяты". даются ответы, что она ничем помочь не может, в том числе и создать условия. В связи с отсутствием в филиале "Больница N 3" невролога и инфекциониста он не имеет возможности ознакомиться с историей болезни и результатами анализов, находится в неведении о состоянии своего здоровья, не получает адекватного лечения и наблюдения по заболеваниям. Невролог не смогла найти первое предписание в истории и написала во второй раз, его рекомендации проигнорированы. 29 мая 2022 года при обращении к дежурному врачу "данные изъяты" "данные изъяты" с жалобами на сильные боли во всем теле получил ответ, что ему ставятся капельницы. Данный ответ вызвал удивление у процедурной медсестры, которая сказала, что капельницы не ставятся, нужны катетер, анестезиолог. В санузле нужны вспомогательные устройства, унитаз и поручни. После внесения прокурором представления в санузле устанавливался поручень, однако он был демонтирован, затем установили в палате самодельное устройство (стульчак), чтобы справлять естественные нужды, а он стоит недалеко от обеденного стола. В баню он ходить не может, в душ ходит с сильными неудобствами из-за порогов, на прогулку ходить не может из-за отсутствия инвалидной коляски и пандусов.
Заключение врачебной комиссии от 16 декабря 2021 года является незаконным, поскольку он на комиссии не присутствовал, обследование не проходил, результаты сфальсифицированы врачом "данные изъяты" "данные изъяты", равно как и ответы, в которых она указывает на то, что он получает необходимое лечение. о признании заключения врачебной комиссии незаконным, признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности обеспечить наблюдение и стационарное лечение у врача-невролога г..Соликамска.
Просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 000 000 руб.
Определением Чердынского районного суда Пермского края от 27 сентября 2022 года производство по административному делу по административному иску Луня А.В. к филиалу "Больница N2" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России по Пермскому краю, Кондаковой Т.В, Сафонову В.К, Крыськив Л.Л, Крапивину В.В. в части требования о признании заключения врачебной комиссии незаконным прекращено.
Решением Чердынского районного суда Пермского края от 27 сентября 2022 года признано незаконным бездействие ФКУ ИК-11 ОУХД ГУ ФСИН России по Пермскому краю по обеспечению ненадлежащих условий содержания Луня А.В. в исправительном учреждении; с Российской Федерации в ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Луня А.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20 000 руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 24 января 2023 года решение Чердынского районного суда Пермского края от 27 сентября 2022 года отменено, в части признания незаконным бездействия ФКУ ИК-11 ОУХД ГУ ФСИН России по Пермскому краю по обеспечению доступа Луня А.В. в душевую принято новое решение, которым в указанной части исковых требований отказано; размер взысканной компенсации уменьшен до 10 000 рублей. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 21 марта 2023 г.) административные ответчики ставят вопрос об отмене указанных судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В возражениях на кассационную жалобу Лунь А.В, ссылаясь на необоснованность приведенных административным ответчиком доводов в кассационной жалобе, просил в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в их отсутствие, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений не допущено.
В силу статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (ч. 2 ст. 101 УИК РФ).
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Вопросы оказания медицинской помощи регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утв. приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285.
Судами установлено, что осужденный Лунь А.В. отбывает наказание по приговору Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 14 октября 2020 года в ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, проходит лечение от "данные изъяты" в филиале "Больница N3" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России с диагнозами "данные изъяты", получает лечение "данные изъяты" препаратами, к которым сохранена чувствительность, принимает "данные изъяты", назначенные врачами специалистами. В палате установлены поручни согласно ИПРА. Средства технической реабилитации в ИПРА не прописаны. Проведены консультации врачей специалистов, в том числе в рамках диспансерного наблюдения: врача-невролога 24 мая 2021 г, 23 апреля 2022 г, установлен диагноз, даны рекомендации; врача-инфекциониста 29 марта 2022 г, установлен диагноз, даны рекомендации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, в том числе выписку из истории болезни Лунь А.В, его медицинскую карту N 187/21, заключение врачебной комиссии ГБУЗ ПК "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр", заключение Ныробского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 2 июня 2022 года, свидетельские показания осужденных "данные изъяты", установив нарушение условий содержания Луня А.В. в исправительном учреждении, выразившееся в том, что индивидуальная программа реабилитации в части социально-бытовой адаптации не выполнена; в санитарном узле отсутствуют вспомогательные устройств для облегчения самообслуживания и присутствуют высокие пороги в душевой комнате, что свидетельствует о бездействии ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по обеспечению надлежащих условий содержания Лунь А.В. в исправительном учреждении и дает основания для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, размер которой с учетом степени нравственных и физических страданий административного истца, длительности периода содержания в исправительном учреждении в ненадлежащих условиях отбывания наказания, суд первой инстанции определилв 20 000 рублей.
Ссылаясь на то, что в ИПРА Луня А.В. не предусмотрены технические средства реабилитации для облегчения перемещения в пространстве, не установлено ограничение способности к самостоятельному передвижению, что с учетом установленных медико-социальной экспертизой показаний в юридически значимый период времени не повлекло за собой ограничений к самостоятельному передвижению при наличии порогов в душевой, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений условий содержания Луня А.В. в части не обеспечения возможности свободного доступа в душевую административным ответчиком не допущено, в связи с чем размер компенсации подлежит уменьшению до 10 000 руб.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к такому заключению, подробно и аргументированно изложены в обжалуемом судебном акте.
С такими выводами суда апелляционной инстанции соглашается Судебная коллегия, поскольку эти выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушения условий содержания нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, установлены судами на основании представленных в материалы дела доказательств, наличие обозначенных нарушений каких-либо сомнений не вызывает.
Доводы административных ответчиков, изложенные в кассационной жалобе, повторяю их позицию при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств административного спора в силу норм статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия Судебной коллегии не входит.
Сами по себе несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чердынского районного суда Пермского края от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.